Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8.1. Основное мероприятие N 5.1 "Стимулирование модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота"

8.1. Основное мероприятие N 5.1 "Стимулирование

модернизации существующего и строительства нового

рыбопромыслового флота"

На первом этапе реализации подпрограммы в целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях будет продолжена работа по предоставлению субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим добычу (вылов), первичную и последующую переработку рыбной продукции, для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов.

Для преодоления проблемы воспроизводства основных фондов в рыбохозяйственном комплексе, и прежде всего их основного элемента - рыбопромыслового флота, необходимо использовать положительный зарубежный опыт финансирования строительства судов на основе финансового лизинга.

Операции финансового лизинга для строительства флота и приобретения оборудования отличаются тем, что требуют сравнительно невысоких собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов (порядка 20% от стоимости сделок по финансовому лизингу) на начальном этапе воспроизводства основного капитала и гораздо меньших залоговых ресурсов или правительственных гарантий, так как в качестве гарантий своевременности и полноты лизинговых платежей принимается ипотека поставляемых по лизингу судов и оборудования в размере 50% их строительной стоимости. Поэтому если при получении долгосрочных кредитов в коммерческих банках требуется внесение залога (или правительственных гарантий) в сумме, равной получаемому кредиту, то при осуществлении операций финансового лизинга сумма залога (правительственных гарантий) равна порядка 30% суммы сделки.

Таким образом, накопление предприятиями рыбохозяйственного комплекса стартового капитала для обновления флота и оборудования в сумме, равной 20% от их стоимости, или привлечение для этих целей капитала стратегических инвесторов является более вероятным, чем осуществление воспроизводственного процесса полностью за счет собственных инвестиционных ресурсов.

Принятие в качестве гарантий лизинговых выплат ипотеки, равной 50% стоимости поставляемых судов и оборудования, гарантирует сопоставимость потребности в залоге имущества предприятий с наличием у них залоговых ресурсов. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что важнейшей формой воспроизводства основного капитала рыбодобывающих предприятий в среднесрочной перспективе будет финансовый лизинг.

До настоящего времени практика осуществления операций финансового лизинга в рыбохозяйственном комплексе была отрицательной. В основном это были операции прямого зарубежного лизинга с поставкой промысловых судов на условиях бербоут-чартера (barkboatcharther). Большинство поставляемых по бербоут-чартеру судов были "уведены" в оффшорные компании, из-за чего лизингополучатели исчезали из поля зрения гарантов, а лизинговые платы осуществлялись нерегулярно или отсутствовали. Основной причиной отрицательного опыта осуществления операции финансового лизинга было то, что гарант в лице Министерства рыбного хозяйства СССР, а позднее Госкомрыболовства недостаточно контролировал внесение лизингополучателями лизинговых плат.

Также не были учтены риски операций финансового лизинга и вероятность их усиления при приватизации предприятий. Позднее практика получения предприятиями Каспийского бассейна добывающих судов из Германии по схеме финансового лизинга также показала низкую эффективность контроля со стороны федеральных органов власти за такого рода операциями.

Принимая во внимание накопленный в российской практике опыт, операции финансового лизинга, в особенности при наличии правительственных гарантий, на первом этапе реализации подпрограммы должны осуществляться двухуровневой системой, в которую войдут:

1. Российский банк (или российская лизинговая компания) с государственным капиталом, который по отношению к иностранным предприятиям-изготовителям или иностранным лизинговым компаниям выступает в роли лизингополучателя, а по отношению к российским предприятиям-изготовителям - заказчиком.

2. Российские предприятия рыбохозяйственного комплекса (лизингополучатели), по отношению к которым российская лизинговая компания является лизингодателем.

Учитывая, что в среднесрочной перспективе российские судостроительные предприятия в силу загруженности производственных мощностей оборонными заказами не в состоянии обеспечивать заказы российских рыбодобывающих компаний на строительство нового рыбопромыслового флота, будет проведена работа по стимулированию размещения заказов за рубежом по схемам финансового лизинга на основе двухуровневой системы.

При осуществлении операций зарубежного лизинга российский банк будет передавать российским рыбопромышленным предприятиям рыбопромысловые суда и оборудование в сублизинг.

Такая двухуровневая система позволит:

1. Упорядочить процесс осуществления заказов на поставку судов и оборудования на условиях финансового лизинга.

2. Повысить серийность заказываемых по лизингу судов и оборудования, а следовательно, удешевить их строительство.

3. Улучшить правовую защиту конечного лизингополучателя.

4. Усилить контроль над получаемыми в лизинг судами и оборудованием.

5. Усилить контроль над своевременностью лизинговых выплат.

В этом случае российский банк становится финансово ответственным перед предприятиями-изготовителями, а также перед иностранными лизинговыми компаниями за выполнение условий заключенных договоров и заинтересованным в контроле выполнения условий договоров финансового лизинга предприятиями-лизингополучателями от начала до завершения лизинговых операций.

При невыполнении условий, заключенных с предприятиями- лизингополучателями договоров, российский банк становится инициатором принятия своевременных мер юридического и финансового характера. Кроме того, уже на начальной (преддоговорной) стадии будет проводиться анализ финансово-экономической эффективности бизнес-планов, на основе которых будут осуществляться сделки финансового лизинга, что уменьшит риски и будет способствовать эффективности обслуживания сделок.

Создание двухуровневой системы является обязательным условием крупномасштабного внедрения операций финансового лизинга в рыбохозяйственном комплексе и позволит усилить привлечение инвестиционных ресурсов для обновления рыбопромыслового флота.

Повышение эффективности использования действующих и вновь вводимых судов рыбопромыслового флота будет обеспечено следующими мерами:

1. Ликвидация прогрессирующего физического износа и морального старения действующего рыбопромыслового флота путем ввода в эксплуатацию судов новых поколений.

2. Оптимизация производственных мощностей добывающего флота для изъятия квотируемых объектов водных биоресурсов.

3. Усиление мер государственной поддержки развития и эффективного использования промыслового флота в условиях регулируемого промышленного рыболовства с усилением контроля за их выполнением.

Моральное старение действующего рыбопромыслового флота кроме невозможности эффективного изъятия некоторых видов водных биоресурсов отрицательно сказывается и на формировании государственного бюджета в части отчислений налога на прибыль.

Проработка вопросов по ликвидации морального износа действующего промыслового флота показывает, что решение этой проблемы лежит в области создания и ввода в эксплуатацию судов нового поколения, т.е. в области ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса, обеспечивающего максимизацию экономического эффекта от изъятия и переработки водных биоресурсов в конкурентоспособную продукцию.

При этом процесс обновления флота должен учитывать потребность в возрождении океанического промысла и необходимость развития прибрежного рыболовства.

Расширение океанического промысла за счет создания и ввода в эксплуатацию судов нового поколения будет учитывать целевую направленность отрасли по развитию и возобновлению промысла в отдаленных районах, где добываемое сырье отличается невысокой рыночной стоимостью, а его переработка создает низкую добавленную стоимость. Это потребует проработки возможности создания судов нового поколения с большим объемом изъятия водных биоресурсов и необходимым уровнем их переработки в продукцию, компенсирующую затраты на производство при прибыльности, обеспечивающей в минимальном размере целесообразность организации промысла.

Создание судов прибрежного промысла сопряжено с усилением работ по установлению сырьевой базы этого вида промысла, системой сдачи продукции на береговые рыбообрабатывающие предприятия и возможностью создания рынков сбыта продукции прибрежного рыболовства.

Развитие эффективного прибрежного промысла - это комплексная отраслевая задача, где ведущее место занимает рынок сбыта свежей продукции, что является основным отличием от океанического и морского промысла, где требуется применение холода от мест промысла и до мест потребления продукции.

Обеспечение рынков сбыта продукции соответствующего вида и ассортимента, доставляемой для реализации с мест прибрежного промысла, будет основываться на современных типах судов, учитывающих специфику продукции рынка (в основном свежее и охлажденное сырье).

Организация прибрежного промысла и прибрежного рынка сбыта с использованием морально устаревших судов действующего флота лишь формально способно отвечать поставленным целям.

Решение этой проблемы будет основываться на результатах ревизии действующего промыслового флота с целью определения действительного числа эффективно работающих судов различных типов, в том числе судов пополнения, приобретенных на различных финансовых условиях.

Особое внимание будет уделено проработке механизма экономического стимулирования списания судовладельцами физически и морально изношенных судов и ввода на замену им высокотехнологичных и эффективных судов нового поколения.

Учитывая, что локальная модернизация отраслевых конкретных судов не решает кардинальных отраслевых задач в области ликвидации морального износа, следует отметить, что проблема резкого повышения производственно-экономического потенциала промыслового флота (как материально-технической базы эффективности использования сырьевых ресурсов) находится в области ускорения замены физически и морально изношенных судов современными судами нового поколения.