Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Описание основных проблем в сфере реализации подпрограммы

В последние годы, в связи с интенсификацией процессов, происходящих в социально-экономической сфере, растет сложность расследуемых преступлений, а также повышаются требования по обеспечению прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия.

Кроме того, реформирование органов внутренних дел и внесение изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство существенно затруднили деятельность по расследованию преступлений.

Это вызывает необходимость непрерывного совершенствования ведомственного процессуального контроля и организационно-методического обеспечения расследования преступлений в целях улучшения процессуальной и непроцессуальной деятельности следователей.

В 2011 году удалось улучшить ситуацию с обеспечением законности расследования преступлений. Так, число лиц, реабилитированных на стадии предварительного следствия, сократилось с 2089 до 1195 (-42,8%), оправданных судами - с 757 до 619 (-18,2%).

Вместе с тем в указанный период несколько увеличился удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурорами и судом для дополнительного следствия (с 5,7% до 5,8%), что свидетельствует о недостаточном качестве расследования преступлений. Также отмечено снижение эффективности деятельности следователей по возмещению причиненного ущерба. Удельный вес возмещенного ущерба по уголовным делам, оконченным следователями, составил 71,1% от фактически причинного (в 2010 году - 77,1%).

Имеющиеся проблемы обусловлены реорганизацией ведомственной системы процессуального контроля, проведенной в связи с существенным изменением процессуальных полномочий прокуроров и руководителей следственных органов Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Кроме того, вступившими в силу в 2010 году федеральными законами от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" увеличены размеры крупного и особо крупного ущербов применительно к экономическим и налоговым преступлениям, а также декриминализирован ряд деяний, ранее предусматривавших уголовную ответственность, что привело к прекращению значительного числа уголовных дел.

Помимо этого, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" понижен статус руководителей следственных подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне, переподчинены подразделения предварительного следствия в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. Изменено организационно-структурное построение следственных подразделений при реорганизации органов внутренних дел на транспорте.

Произошло сокращение численности территориальных органов предварительного следствия в системе МВД России. Происходит отток квалифицированных кадров следователей в другие ведомства, прежде всего в Следственный комитет Российской Федерации.

В результате отмечается снижение уровня внутриведомственного взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений и временное ухудшение деятельности ряда подразделений, обусловленное объективными обстоятельствами проводимой реформы.

В течение 2011 года МВД России принимались меры по повышению результативности и эффективности предварительного следствия, улучшению качества и законности досудебного производства, совершенствованию внутриведомственного взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений.

Однако принятые меры до настоящего времени не позволили решить все имеющиеся проблемы.