Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы

Сферой реализации подпрограммы "Полиция" является деятельность подразделений полиции органов внутренних дел Российской Федерации по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция представляет собой составную часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции" установлено, что в состав полиции входят подразделения, на которые возлагаются следующие задачи:

прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

обеспечение безопасности дорожного движения;

производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

обеспечение собственной безопасности;

осуществление лицензионно-разрешительной работы;

осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Анализ текущего состояния сферы реализации подпрограммы показывает, что она нуждается в постоянном совершенствовании.

Только в 2011 году сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с иными правоохранительными органами установлены лица, виновные в совершении 1 млн 312 тыс. преступлений (-8,3%), в том числе 650,7 тыс., следствие по которым обязательно (-9,2%), и 661,1 тыс., следствие по которым необязательно (-7,4%).

Раскрыто 58,8 тыс. преступлений прошлых лет (-3,5%), из них 18,8 тыс. - тяжкой и особо тяжкой категории (-3,1%), 1,8 тыс. - совершенных организованной группой либо преступным сообществом <1> (+15,7%).

--------------------------------

<1> Далее - "ОГ и ПС".

В результате принятых мер сократился остаток нераскрытых преступлений (-9,5%; 1 млн 80 тыс.), в том числе тяжкой и особо тяжкой категории (-12,9%; 267,3 тыс.). На 2,9% уменьшился остаток нераскрытых умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (6 тыс.), на 18,6% - разбоев (7,2 тыс.), на 28,4% - грабежей (68,4 тыс.). Количество нераскрытых убийств осталось на уровне 2010 года (2,1 тыс.).

ОГ и ПС совершено 16,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-20,3%), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этой категории снизился с 5,9% до 5,2%.

Снизилось число неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных лиц (61,1 тыс.; -3,5%), в том числе за такие особо тяжкие деяния, как убийство (2,9 тыс.; -3,4%) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (2,6 тыс.; -2,3%).

Установлено местонахождение 62,4 тыс. пропавших без вести лиц из 112,3 тыс. разыскиваемых органами внутренних дел Российской Федерации. Остаток неразысканных лиц данной категории уменьшился на 0,6%.

Выявлено свыше 40 тыс. (-22,4%) преступлений экономической направленности, совершенных в крупном и особо крупном размере, в том числе более 27,2 тыс. (-17,4%), относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

Доказана причастность ОГ и ПС к совершению 7,1 тыс. (-25,1%) преступлений экономической направленности, в том числе 3,3 тыс. (-40,0%) преступлений, совершенных ими в сфере финансово-кредитных отношений, 2,2 тыс. (-27,6%) - связанных с потребительским рынком, 438 (-65,9%) - с внешнеэкономической деятельностью, 691 (+20,8%) - с операциями с недвижимостью, 150 (-4,5%) - совершенных в топливно-энергетическом комплексе.

Выявлено 34,8 тыс. (-6,6%) преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 1,4 тыс. (-16,2%) совершены в крупном или особо крупном размере. Выявлено 12,2 тыс. (-8,7%) лиц, совершивших коррупционные преступления данной категории, из них 7,5 тыс. (-10,1%) привлечены к уголовной ответственности.

Пресечено 622 преступления экстремистской направленности (-5,2%).

Почти 40% выявленных экстремистских проявлений составили преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды по экстремистским мотивам, около 10% - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Зарегистрировано 67 преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистской организации, 17 случаев организации экстремистского сообщества.

Зарегистрировано 7,9 тыс. преступлений в сфере компьютерной информации и телекоммуникаций (-37,2%). Более 25% преступных деяний в информационно-телекоммуникационной среде связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации, 22,6% - электронным мошенничеством, 16,8% - нарушением авторских прав и смежных прав в информационной сфере, 9,5% - распространением вредоносных программ.

С использованием служебных собак раскрыто 71,7 тыс. (-12,9%) преступлений, в том числе 995 убийств, 38,9 тыс. краж, 8,0 тыс. грабежей, 2,3 тыс. разбойных нападений, 1,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, 12,0 тыс. преступлений по линии противодействия незаконному обороту наркотиков.

Существенно выросло число лиц, защищаемых в рамках Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", общее количество которых составило 740 человек (+20%), в том числе судей - 275, сотрудников правоохранительных органов - 184, контролирующих органов - 121 и их близких - 175.

Зафиксировано уменьшение абсолютного числа тяжких и особо тяжких уличных преступлений (104,6 тыс.; -3,0%), а также разбойных нападений (7,5 тыс.; -12,5%), грабежей (64,9 тыс.; -18,5%) и уголовно наказуемых хулиганств (2,8 тыс.; -14,9%).

Благодаря принятым мерам в прошедшем году закреплены положительные тенденции, наметившиеся в 2006 - 2010 годах, в состоянии подростковой преступности. На 9,3% уменьшилось число несовершеннолетних, совершивших преступления (66 тыс.). Снизилось количество подростков - участников преступлений, совершивших их в группах по предварительному сговору (26 тыс.; -4,3%), ранее уже нарушавших закон (13 тыс.; -6,9%).

Сократилось число совершенных несовершеннолетними и при их соучастии уголовно наказуемых деяний (71,9 тыс.; -8,5%).

Участковыми уполномоченными контролировался образ жизни и поведение 3,1 млн граждан, состоящих на различных видах профилактического учета, из них более 687 тыс. составили лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также 232 тыс. семейных дебоширов, 361,6 тыс. хронических алкоголиков, 161,2 тыс. наркоманов. Участковыми уполномоченными рассмотрено почти 9,1 млн (+6,4%) обращений и заявлений граждан, установлены лица по 352,4 тыс. (-5,1%) преступлений.

Проводился комплекс межведомственных мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности в рамках подготовки к проведению встречи глав государств и правительств стран - участников "Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества" 2012 года в г. Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации приняли участие в производстве более 3,6 млн (-5,3%) процессуальных действий и проведении 4,6 млн (+0,4%) оперативно-разыскных мероприятий <1>.

--------------------------------

<1> Под проведением оперативно-разыскных мероприятий подразумевается осуществляемая гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств оперативными подразделениями полиции в пределах их полномочий деятельность, регулируемая Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Специалистами экспертно-криминалистических подразделений произведено свыше 1 млн (-6,3%) исследований, из них 442,1 тыс. (-11,3%) специальных видов, и около 1,3 млн (-4,8%) экспертиз, в том числе 327 тыс. (-3,1%) - специальных видов. Почти половина исследований и три четверти экспертиз способствовали раскрытию преступлений.

В 2011 году <1> в производстве дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации находилось более 1 млн 41 тыс. уголовных дел (-5,1%), окончены производством 350 тыс. (-7,2%), из них 326,7 тыс. (-7,5%) - направлены в суд.

--------------------------------

<1> Данные за 11 месяцев 2011 г.

Снизилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (12,5 тыс.; -4,6%), их удельный вес (от числа оконченных) остался практически на прежнем уровне 3,6%.

На 25,7% снизилось количество лиц, в отношении которых судами вынесены оправдательные приговоры, на 39,8% - в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям.

В органах внутренних дел Российской Федерации функционирует 1750 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел <1> с лимитом наполнения 35,4 тыс. мест. Подразделениями охраны и конвоирования осуществлено конвоирование в суды, лечебные и судебно-медицинские учреждения более 3,4 млн лиц.

--------------------------------

<1> Далее также - "ИВС".

В ИВС и при конвоировании зафиксировано 103 чрезвычайных происшествия, в том числе 29 побегов, из них 4 групповых.

С участием подразделений специального назначения обезврежено 292 вооруженные группы, задержано свыше 27,6 тыс. лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в том числе 1,2 тыс. вооруженных преступников и более 3,2 тыс. лиц, находящихся в розыске, освобождено 40 заложников.

Сотрудники данных подразделений привлекались для участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении свыше 11,1 тыс. публичных и массовых мероприятий.

Авиационные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации оснащены 2 самолетами, 33 вертолетами, 5 комплексами высотного видеонаблюдения на базе привязных аэростатов и 18 комплексами беспилотных летательных аппаратов. В целях обеспечения оперативно-служебной деятельности выполнено около 9 тыс. полетов с общим налетом свыше 6,6 тыс. часов.

Применение воздушных судов авиации МВД России способствовало раскрытию 507 преступлений, задержанию 113 единиц похищенного автотранспорта и 242 лиц, находящихся в розыске, выявлению 434 фактов браконьерства и хищения биоресурсов. Обеспечено проведение 561 специальной операции, во время которых перевезено свыше 19 тыс. сотрудников, 86 тонн грузов, 35 раненых и больных доставлены в медицинские учреждения.

Подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году охранялось свыше 1,3 млн (-3,5%) квартир, 184,5 тыс. (-9,3%) мест хранения личного имущества граждан, 451 тыс. (-4,5%) объектов, в том числе более 34 тыс. - подлежащих обязательной охране полицией и 30 тыс. - отнесенных к категории особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р обеспечена охрана 33,2 тыс. объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудниками вневедомственной охраны пресечено почти 5,8 тыс. (-9,3%) преступных посягательств на охраняемое имущество.

Под контролем подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел Российской Федерации находилось около 10,5 тыс. объектов, на которых хранилось или использовалось свыше 289 тыс. единиц огнестрельного оружия. Количество частных владельцев огнестрельного оружия составило 5 млн 19 тыс. (+8,2%), количество имеющегося у них на хранении оружия превысило 6,2 млн (+0,2%).

Находилось в розыске 233,3 тыс. единиц оружия, в их числе 53,8 тыс. автоматов, пистолетов и револьверов, 4,8 тыс. пулеметов и гранатометов. Добровольно сдано гражданами около 40 тыс. единиц незаконно хранящегося огнестрельного оружия.

В ходе осуществленных проверок соблюдения установленных правил оборота оружия пресечено свыше 311,7 тыс. (-6%) административных правонарушений, аннулировано 37,7 тыс. (-9,7%) лицензий на право приобретения оружия и 150,9 тыс. (-4,7%) разрешений. Отмечено снижение количества похищенного (1,7 тыс.; -13,1%) и утраченного в контролируемых организациях (3,8 тыс.; -4,6%) оружия.

В органах внутренних дел Российской Федерации функционировало свыше 4 тыс. дежурных частей, в которые поступило 24,7 млн (+3,3%) заявлений и сообщений граждан о происшествиях и правонарушениях.

Были приняты дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на объектах транспортного комплекса. Продолжалась работа по совершенствованию деятельности досмотровых подразделений полиции на воздушном транспорте, которые функционировали в 176 аэропортах страны. С их участием осуществлены проверки свыше 779 тыс. авиарейсов и 62,7 млн авиапассажиров, пресечено почти 52,6 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 812 преступлений и более 45,5 тыс. административных правонарушений.

Сохранялась тенденция снижения общего числа преступлений, зарегистрированных в транспортной сфере (-8,6%), в том числе тяжкой и особо тяжкой категории (-8,5%). При этом снизилось количество совершенных убийств и покушений на убийство (-8,8%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-15,8%), разбойных нападений (-32,1%), грабежей (-23,5%) и фактов мошенничества (-9,0%), а также число выявленных преступлений экономической направленности (-20,8%). На уровне 2010 года осталось количество изнасилований (11 случаев).

За 2011 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 199,9 тыс. (+0,2%) дорожно-транспортных происшествий, на 4,1% возросла тяжесть их последствий. На автомобильных дорогах страны погибли и получили ранения свыше 279 тыс. человек, в том числе свыше 21,2 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основной причиной ДТП являлось нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения (свыше 85%).

В отношении более 3,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации возбуждены уголовные дела (-14,8%), в том числе 2,1 тыс. - за совершение должностных преступлений и преступлений против правосудия (-19,2%).

Регулярно выявлялись попытки проникновения на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и ФМС России лиц, устойчиво связанных с криминальными структурами, либо имевших судимость. Зафиксированы попытки нападения и проникновения на объекты органов внутренних дел Российской Федерации, несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Не снижалось количество фактов насильственных посягательств, угроз и шантажа в отношении сотрудников в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.

Обеспечено взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами 173 иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Генеральным секретариатом по линии Интерпола и Европейской полицейской организацией - Европолом.

Скорректирован план набора на учебу в образовательные учреждения МВД России. В 2011 году прием сокращен до 4,4 тыс. слушателей.

В образовательных учреждениях МВД России осуществляется подготовка более 800 сотрудников правоохранительных органов иностранных государств из 15 стран по программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

В 2011 году первоначальную подготовку прошли около 30 тыс. сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. По программам дополнительного профессионального образования обучены 130 тыс. человек.