Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

К основным мероприятиям по координации антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации относятся:

разработка и реализация государственных мер по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи, в том числе мероприятий по организации перспективной занятости, высококачественного досуга для молодежи, развития социальной инфраструктуры;

реализация системы мер воспитательного, образовательного, культурного и физкультурно-спортивного характера, направленных на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни;

разработка и реализация программы формирования антинаркотической медиасреды;

организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

развитие системы выявления лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях;

участие ФСКН России в разработке национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации;

создание государственной системы научно-методического и кадрового обеспечения деятельности по снижению спроса на наркотики.

Кроме того, реализуются мероприятия антинаркотической направленности:

ФОИВ в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии;

ОИВ субъектов Российской Федерации в соответствии с региональными программами по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Усилия ФСКН России как правоохранительного ФОИВ и ГАК как координатора антинаркотической деятельности в Российской Федерации направлены на выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Консолидация усилий субъектов антинаркотической деятельности и институтов гражданского общества по реализации антинаркотической политики, а также решений Президента Российской Федерации в данной сфере позволила впервые за последние годы добиться замедления роста уровня наркопреступности, а также уровня наркопотребления в Российской Федерации.

Основные мероприятия субъектов Российской Федерации представлены в таблице 7.

Президент Российской Федерации поручил обеспечить принятие государственных программ в сфере развития здравоохранения, образования, социальной поддержки населения и противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, соответствующих подпрограмм и ведомственных целевых программ, предусмотрев в них комплекс мер, направленных на противодействие употреблению наркотиков, включая меры по формированию мотивации к освобождению от наркотической зависимости, по обеспечению профессиональной востребованности и занятости молодежи, по повышению культурного уровня лиц, допускавших немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, прошедших курс лечения от наркотической зависимости, по их медико-социальной реабилитации и ресоциализации.

ГАК как координатор антинаркотической деятельности в Российской Федерации, ФСКН России как ответственный исполнитель государственной программы нацелены на решение поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации. В то же время считают целесообразным доложить о том, что принимаемые государственные меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, являются недостаточными и не в полной мере обеспечивающими системное противодействие российской и международной наркопреступности, производству и распространению наркотических средств и психотропных веществ.

В рамках антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие задачи:

о регламентации вопросов профилактики наркомании, предусматривающих введение системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе при проведении специальных скрининговых и профилактических мероприятий с применением социально-психологического тестирования, инструментального контроля среди учащихся общеобразовательных школ, а также учреждений профессионального образования, наделив соответствующими полномочиями субъекты Российской Федерации;

об установлении порядка медицинского освидетельствования лица на состояние наркотического опьянения;

о принятии мер, направленных на повышение эффективности противодействия распространению и пропаганде наркотиков с использованием сети Интернет, и представлении предложений по разграничению и повышению ответственности участников деятельности в сети Интернет за размещение информации, популяризирующей потребление и изготовление наркотиков;

о разработке механизмов дополнительной государственной поддержки проектов антинаркотической направленности в электронных средствах массовой информации, обратив особое внимание на необходимость стимулирования антинаркотической пропаганды в сети Интернет;

об обеспечении государственной поддержки разработки и внедрения новых отечественных лекарственных препаратов, предназначенных для лечения наркозависимых лиц;

об обеспечении выделения финансовых средств, необходимых для оснащения экспертно-криминалистических подразделений ФСКН России современным оборудованием;

об организации с привлечением негосударственных реабилитационных центров национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости;

о разработке и утверждении федеральных стандартов оказания медицинской помощи лицам, употребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, включающих медико-социальную реабилитацию;

о разработке механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью;

о разработке комплексного плана по противодействию международному наркотрафику;

о разработке региональных программ, предусмотрев комплекс мер, направленных на повышение эффективности оказания наркологической помощи населению, включая совершенствование соответствующей материально-технической базы, развитие учреждений дополнительного образования детей, а также центров медико-социальной помощи, психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних;

об организации проведения в субъектах Российской Федерации мониторинга ситуации, связанной с распространением и употреблением наркотических средств и психотропных веществ, в том числе среди молодежи.

Кроме того, не установлена ответственность за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также возможность применения в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости.

Предложенные мероприятия государственных программ ФОИВ, мероприятия субъектов Российской Федерации и отсутствие или недостаточное бюджетное финансирование не позволят выполнить поставленные задачи, достичь ожидаемых результатов государственных программ в антинаркотической сфере. Это приведет к затягиванию процесса создания полноценной государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, не обеспечит полноценное создание национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых и приведет тем самым к росту наркопреступности.

ФСКН России является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" и соисполнителем государственных программ Российской Федерации.