Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы.

Координация антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), органов исполнительной власти (ОИВ) субъектов Российской Федерации подразумевает:

синхронизацию прилагаемых усилий ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, их объединение в единое целое;

процесс распределения антинаркотической деятельности во времени, приведение ее элементов в эффективное и оперативное достижение поставленной цели;

распределение обязанностей (ответственности) между ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации.

Координация антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации является управленческой деятельностью по обеспечению взаимодействия по слаженной работе в установленных временных и пространственных рамках.

По сути, координация антинаркотической деятельности создает предпосылки для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления прочных связей между ФОИВ и ОИВ в субъектах Российской Федерации.

Особенности координации антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации с высокой степенью специализации и распределения обязанностей, достижение требуемого уровня координации и взаимодействия требует от руководства ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации определенных усилий.

Государственная антинаркотическая политика определена в Стратегии.

Стратегия определяет государственную систему приоритетов и мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику немедицинского потребления наркотиков.

Субъектами антинаркотической деятельности являются:

Государственный антинаркотический комитет (далее - ГАК).

ГАК сформирован в целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". ГАК осуществляет координацию деятельности ФОИВ и антинаркотических комиссий (далее - АК) в субъектах Российской Федерации, а также организацию их взаимодействия с ОИВ субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по реализации государственной антинаркотической политики.

Наиболее эффективно координация антинаркотической деятельности реализуема при создании и внедрении полноценной государственной системы мониторинга и оценки наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах.

В целях совершенствования взаимодействия, синхронизации прилагаемых усилий, распределения ответственности и повышения эффективности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации в антинаркотической сфере решением ГАК от 3 декабря 2008 г. образованы межведомственные рабочие группы.

АК в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. АК обеспечивают координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организуют их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий.

ФСКН России. Обеспечивает выполнение функций по реализации государственной антинаркотической политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Министерство здравоохранения Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации для лиц, потребляющих наркотики, и больных наркоманией, а также в сфере фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Другие ФОИВ. Обеспечивают реализацию функций по противодействию незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, а также меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий.

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Осуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации.

ОИВ субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации.

Органы местного самоуправления. В пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Общественные объединения и религиозные организации. Участвуют в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.

Основными стратегическими задачами государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года являются:

а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Системой мер по сокращению предложения наркотиков в государственной антинаркотической политике являются:

координация и участие ФСКН России, ФСБ России, МВД России, ФТС России, СВР России и ФОИВ в создании эффективной системы защиты территории Российской Федерации от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

координация и участие ФСКН России, ФСБ России, МВД России, ФТС России и ФОИВ в уничтожении инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

взаимодействие ФСКН России с ФСБ России, МВД России, ФТС России, другими ФОИВ и ИОВ субъектов Российской Федерации с целью ликвидации сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;

взаимодействие ФСКН России с МВД России, Минздравом России и ИОВ субъектов Российской Федерации с целью недопущения поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

взаимодействие ФСКН России с ФСБ России, МВД России, ФТС России, Росфинмониторингом, другими ФОИВ и ИОВ субъектов Российской Федерации в целях обеспечения подрыва экономических основ наркопреступности;

взаимодействие ФСКН России с ФСБ России, МВД России, ФТС России, Росфинмониторингом для пресечения преступных связей с международным наркобизнесом;

координация и участие ФСКН России, ФСБ России, МВД России и ФОИВ в разрушении коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

взаимодействие ФСКН России с Минздравом России, ФСБ России, МВД России, ФТС России и ИОВ субъектов Российской Федерации по пресечению оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

Взаимодействие ФСКН России с ФОИВ обеспечивает:

организационные меры по сокращению предложения наркотиков;

правоохранительные меры по сокращению предложения наркотиков;

нормативно-правовые меры по сокращению предложения наркотиков.

ФСКН России во взаимодействии с ФОИВ принимает участие в развитии международного сотрудничества.

В выполнении мероприятий по развитию международного сотрудничества участвуют ФСКН России, ФСБ России, СВР России, ФТС России, Минздрав России, Росфинмониторинг, Росреестр, Роскосмос и субъекты Российской Федерации.

Международная деятельность заинтересованных министерств и ведомств в сфере контроля над наркотиками осуществляется при координирующей роли МИД России.

Организационно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.

В выполнении плана мероприятий по реализации Стратегии участвуют ГАК, ФСКН России, МВД России, ФСБ России, СВР России, ФТС России, МИД России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минфин России, Минюст России, ФСИН России, Минпромторг России, Минтранс России, Минрегион России, Минспорт России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Росфинмониторинг, Роскосмос и субъекты Российской Федерации, антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Сокращение спроса на наркотики направлено на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает:

государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;

наркологическую медицинскую помощь;

реабилитацию больных наркоманией;

медико-социальную реабилитацию больных наркоманией;

социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ (Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях).

В выполнении мероприятий по сокращению спроса на наркотики участвуют ГАК, ФСКН России, МВД России, ФСБ России, СВР России, ФТС России, МИД России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минфин России, Минюст России, ФСИН России, Минпромторг России, Минтранс России, Минрегион России, Минспорт России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Росфинмониторинг, Роскосмос, Россельхознадзор, РАСХН, Роспечать, Роспотребнадзор и субъекты Российской Федерации, АК в субъектах Российской Федерации.

1.2. Основные проблемы сферы реализации подпрограммы.

Основными проблемами сферы реализации подпрограммы координации антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации являются:

недостаточные мотивационные и стимулирующие механизмы в сфере реализации государственной антинаркотической деятельности;

несовершенство государственной системы мониторинга и оценки наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, а также недостаточное ресурсное обеспечение на ее проектирование и создание;

отсутствие национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а также недостаточное ресурсное обеспечение на ее проектирование и создание;

недостаточная эффективность взаимодействия ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации;

отсутствие оптимизации по управлению при выполнении различных задач и функций;

игнорирование и ущемление интересов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти за счет получения ими кратковременной выгоды;

недостаточность времени для подготовки и разработки нормативной базы по координации антинаркотической деятельности;

несоответствие видов антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации, которые должны быть взаимосвязаны;

несовершенство планирования координации антинаркотической деятельности.

1.3. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы.

При удовлетворении потребностей в ресурсном обеспечении координации антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации прогноз развития ситуации на перспективу представляется благоприятным.

Важную роль в достижении цели подпрограммы должны сыграть внедрение и реализация национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации и особую роль должна сыграть государственная система мониторинга и оценки наркоситуации в Российской Федерации.

Результативной координация антинаркотической деятельности может быть в тех случаях, когда ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации видят собственный вклад в достижение цели и решение задач. Поэтому особая роль по эффективной реализации государственной программы в организации работы по координации ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации в антинаркотической сфере принадлежит ФСКН России. В задачу ФСКН России входит функция об уведомлении каждого органа исполнительной власти и субъекта Российской Федерации об основных целях, задачах и выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Наиболее результативна координация антинаркотической деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации в тех случаях, когда наркозависимый реинтегрируется в общество.