Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы, основные проблемы в указанной

сфере и прогноз ее развития

Российский финансовый рынок - диверсифицированная, многоуровневая профессиональная система, приближающаяся по уровню развития к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Это - перспективный рынок, отличающийся высокими темпами динамики и роста операционной способности. При этом деформации и проблемы финансового рынка, модель экономики, в которой он функционирует, являются источниками формирования высокого уровня рисков. Также уровень развития финансового рынка не удовлетворяет требованиям, предъявляемым задачей наращивания доли инвестиций в ВВП.

В настоящее время развитию финансового рынка в России препятствуют следующие основные проблемы:

- несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка и обеспечения эффективного контроля и надзора;

- высокие корпоративные и предпринимательские риски, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности;

- недостаточная емкость финансового рынка;

- высокие показатели концентрации капитализации и волатильности на рынке;

- неэффективность российской инфраструктуры финансового рынка;

- высокий уровень регулятивных издержек и административных барьеров, недостаточная эффективность осуществления государственного контроля и надзора.

Сложившийся комплекс проблем российского финансового рынка противодействует повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию международного финансового центра, улучшению инвестиционного климата, а также развитию экономики Российской Федерации.

Международный опыт свидетельствует, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как конфликты между различными регулирующими органами, низкая эффективность надзора в условиях осуществления деятельности на финансовом рынке финансовыми группами, в состав которых входят банки, брокерские, страховые компании и другие профессиональные участники рынка, недостаточная прозрачность регулирования и надзора, и создают дополнительные конкурентные преимущества.

Последний мировой финансовый кризис выявил уязвимость систем регулирования финансовых рынков практически во всех странах. Так, например, в Великобритании с 1997 года действует единый финансовый регулятор - Управление по финансовому регулированию и надзору, независимый неправительственный орган. Управление планируется упразднить, ему на смену придут три регулятора. В Германии, напротив, созданное в 2002 году Федеральное агентство по финансовому надзору - независимый регулятор финансовых рынков и институтов, сохранил и даже расширил свои полномочия по регулированию финансовых рынков. Денежно-кредитная администрация Сингапура осуществляет функции центрального банка и единого регулятора финансовых рынков. В Дубае единым регулятором является Ведомство по финансовым услугам Дубая - независимое агентство, использующее международное право. Централизация функций регулятора позволила всем вышеперечисленным финансовым центрам добиться прозрачности регулирования и эффективности надзора за участниками рынка.

В США регулированием финансовых рынков занимается ряд органов - Комиссия по торговле ценными бумагами, Комиссия по срочной биржевой торговле, Федеральная резервная система, Офис контролера Казначейства, Федеральная корпорация страхования вкладов, Федеральное агентство жилищного финансирования и другие. Кроме того, регулирование страхового рынка в США - прерогатива Штатов, в связи с чем в каждом Штате действует свое законодательство в страховой сфере, единого национального регулятора не существует.

Государственная программа взаимосвязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития страны, обеспечивая развитие и совершенствование национального финансового рынка и создание на его базе Международного финансового центра, что вносит значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение определенных стратегических целей, в том числе - путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, повышение конкурентоспособности российской экономики, повышения уровня и качества жизни граждан.

Для измерения ожидаемых результатов Государственной программы будут использоваться количественные индикаторы, качественные оценки, основанные на общих принципах и стандартах, сформулированных в основных сферах (направлениях) реализации государственной политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года; Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, что позволит в том числе характеризовать стабильность и устойчивость финансового развития, качество правового регулирования и эффективность контроля и надзора в соответствующей сфере.

К расходам Государственной программы в настоящее время относятся расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предельными объемами расходов федерального бюджета на 2016 - 2020 годы на реализацию данной Государственной программы, и имеют косвенное влияние на достижение ее целей. При этом объем соответствующих расходов зависит от реализуемой бюджетной политики в 2013 - 2015 годах и долгосрочной бюджетной стратегии.

В ходе реализации Государственной программы будет дополнительно проработан вопрос о расширении вариантов оценки указанных расходов на долгосрочную перспективу, а также о целесообразности включения в состав иных расходов на финансовое обеспечение реализации Государственной программы, в том числе программных мероприятий, финансируемых за счет международных займов. При этом будет продолжена работа по совершенствованию государственного регулирования, контроля и надзора, в том числе по консолидации функций по контролю и надзору в сфере финансового рынка в рамках единого органа.