III. Определение продуктовых границ товарного рынка

11. Установление продуктовых границ товарного рынка - процедура определения товара (его потребительских свойств), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

12. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя:

а) предварительное определение товара;

б) выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

в) выявление взаимозаменяемых товаров.

13. Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. В случае если предполагаемое нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках рассматривается применительно к покупателю (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости товаров является мнение продавца данных товаров.

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 N 148)

(см. текст в предыдущей редакции)

Мнение покупателей определяется в результате опроса или анализа предмета договора, на основании которого осуществляется реализация товара. Мнение покупателей может быть различным в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый или розничный покупатель).

14. Товар может реализовываться на одной и той же территории на разных товарных рынках. В частности, товар может реализовываться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или производственного потребления, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования, в результате чего складываются особые условия обращения товаров (сроки и условия поставок, география поставок, минимальная партия товара, форма оплаты, условия гарантийного обслуживания и сервиса, ценовая политика и прочее) для каждого товарного рынка. Оценку состояния конкуренции на таких рынках следует проводить раздельно, так как состав покупателей и состав продавцов могут различаться и уровень развития конкуренции на таких рынках может быть неодинаковым.

15. Предварительное определение товара проводится на основе:

а) договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих производство, реализацию товаров;

г) классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг, принятых на территориях государств-членов, и (или) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 85)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов и экспертов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере.

Определение продуктовых границ товарного рынка в рамках установления признаков нарушений запретов, предусмотренных пунктом 2 статьи 76 Договора, может быть ограничено непосредственно товаром, предлагаемым к продаже. При этом определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого подано в Комиссию заявление (материалы)), касающихся товара, предлагаемого им к продаже.

(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 01.03.2024 N 16)

16. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

а) функциональное назначение (в том числе потребительские свойства);

б) цель приобретения (в том числе производственное потребление, перепродажа либо личное потребление);

в) качественные характеристики;

г) технические характеристики (в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке и хранению, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности производственного потребления);

д) цена;

е) условия реализации (в том числе размеры партий товара, форма и условия оплаты товара, место получения товара покупателем);

ж) особенности маркетинга (в том числе влияние рекламы);

з) способ получения товара.

(пп. "з" введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 115)

16.1. При определении продуктовых границ товарного рынка могут быть учтены прямые и косвенные "сетевые эффекты" (воздействие, которое один пользователь товара оказывает на его ценность для других, в том числе потенциальных, пользователей), присущие конкретному товарному рынку.

(п. 16.1 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 115)

17. Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществляется путем:

а) экспертных оценок и заключений специалистов;

б) анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих в одну классификационную группу действующего на территории одного из государств-членов классификатора видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг.

17.1. При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для товара, ввозимого на таможенную территорию Союза или вывозимого с таможенной территории Союза, может использоваться также единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

(п. 17.1 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 85)

18. При выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов:

а) тест "гипотетического монополиста";

б) анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен;

в) расчет показателя перекрестной эластичности спроса по цене в соответствии с пунктом 20 настоящей Методики.

19. При проведении теста "гипотетического монополиста" предполагается долговременное (1 год и более) повышение цены на товар А примерно на 5 - 10 процентов (при этом влияние инфляции исключается). Путем опроса определяется, каким образом покупатели товара А будут реагировать на такое повышение.

В случае если в результате опроса будет установлено, что покупатели заменят товар А другими товарами и произойдет снижение объема продаж товара А, делающее невыгодным повышение цен на него, то товары, на которые покупатель готов заменить товар А, следует включить вместе с товаром А в состав группы взаимозаменяемых товаров.

Указанная процедура осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена группа товаров, цена на которые может быть повышена без снижения выгоды для "гипотетического монополиста". Товары, входящие в указанную группу, признаются взаимозаменяемыми товарами.

При проведении теста "гипотетического монополиста" в качестве группы взаимозаменяемых товаров следует рассматривать наименьший набор товаров, для которого "гипотетический монополист" может осуществить указанное повышение цены без сопутствующей такому повышению утраты его выгоды.

20. Мерой взаимозаменяемости товаров является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены на другой товар за определенный период.

О взаимозаменяемости товаров свидетельствуют устойчивые значения показателя перекрестной эластичности спроса по цене, превышающие единицу.

21. При проведении ретроспективной оценки состояния конкуренции на товарном рынке применяются рыночные цены, существовавшие в течение определенного временного интервала исследования товарного рынка.

22. При установлении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 приложения N 8 продуктовыми границами товарного рынка признается товар, являющийся объектом расследования, в совокупности с аналогичным товаром или с непосредственно конкурирующим товаром, определенными в соответствии с пунктом 2 приложения N 8.

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 N 148)

(см. текст в предыдущей редакции)