Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1985 N 4 (ред. от 21.12.1993) "О применении Судами Российской Федерации законодательства, регламентирующего назначение мер уголовного наказания"

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 1985 г. N 4

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

МЕР УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ

от 21.12.93 N 11)

Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что не все суды уделяют достаточное внимание обеспечению строгого соблюдения народными судами общих начал назначения наказания и разъяснений по их применению, не всегда требуют от судов неукоснительного соблюдения положений процессуального закона, содержащихся в ст. 314 УПК РСФСР, недостаточно анализируют практику применения отдельных видов наказания; при рассмотрении уголовных дел в кассационном и надзорном порядке не всегда исправляют ошибки народных судов в назначении мер наказания.

Результаты изучения практики назначения наказания также свидетельствуют, что еще не по всем делам соблюдаются требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению вида и размера наказания, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность.

Не полностью выполняются положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации о дифференцированном подходе к назначению мер наказания лицам, совершившим тяжкие преступления, ранее совершавшим преступления и лицам, виновным в совершении впервые преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

Не изжиты факты назначения лишения свободы несовершеннолетним за преступления, не представляющие большой общественной опасности, в случаях, когда их исправление и перевоспитание могло быть достигнуто путем применения мер наказания, не связанных с изоляцией от общества.

При альтернативных санкциях статей уголовного закона лишение свободы, в том числе на краткие сроки, нередко назначается без обсуждения вопроса о возможности применения к виновным менее строгих видов наказания и, вопреки требованиям ст. 314 УПК РСФСР, без приведения в приговоре мотивов, по которым суд пришел к выводу о необходимости изоляции осужденного от общества.

Не всегда обсуждается вопрос о применении дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также конфискации имущества, когда они предусмотрены в законе альтернативно; иногда дополнительные наказания не назначаются лицам, осужденным по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим обязательное их применение, при этом мотивов такого решения не приводится и ссылки на ст. 43 УК РСФСР не делается.

При совершении виновным нескольких преступлений дополнительные наказания не всегда назначаются отдельно за каждое преступление и определяются лишь по их совокупности.

По делам о преступлениях, совершенных группой лиц, вид и размер наказания в ряде случаев назначается без учета степени участия и роли каждого подсудимого в совершении преступления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего совершенствования практики применения мер уголовного наказания на основе неукоснительного соблюдения норм уголовного законодательства.

2. Судам необходимо строго выполнять положения закона о дифференцированном подходе к назначению наказания лицам, совершившим тяжкие преступления и рецидивистам, а также лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Назначая наказание лицу, виновному в совершении нескольких преступлений или совершившему новое преступление до полного отбытия наказания по предыдущему приговору, суды должны учитывать, что совершение нескольких преступлений, особенно умышленных, как правило, свидетельствует о повышенной общественной опасности содеянного и личности виновного.

3. Судам следует дифференцировано подходить к назначению наказания правонарушителям и, наряду с назначением строгих мер наказания лицам, совершившим опасные преступления, ранее судимым и упорно не желающим приобщаться к честной трудовой жизни, шире использовать предоставленные законом возможности применения мер наказания, не связанных с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, способных встать на путь исправления и перевоспитания без изоляции от общества.

4. По делам о преступлениях несовершеннолетних судам не следует допускать необоснованное назначение подросткам лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто без изоляции от общества.

5. Судам надлежит неукоснительно соблюдать требования закона, регламентирующего назначение дополнительных наказаний, поскольку правильное их применение дает возможность для большей индивидуализации наказания, является важным средством исправления и перевоспитания осужденных, а равно способствует предупреждению совершения новых преступлений.

Если санкция закона предусматривает назначение дополнительного наказания альтернативно, суды обязаны обсуждать вопрос о его применении и указывать в приговоре мотивы принятого решения. В случаях, когда назначение дополнительного наказания по закону является обязательным - неприменение его возможно лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 43 УК РСФСР.

При осуждении лица за совершение нескольких преступлений дополнительное наказание, как и основное, в соответствии с требованиями ст. 40 УК РСФСР и ст. 315 УПК РСФСР должно быть назначено вначале за каждое из преступлений в отдельности, а затем окончательно по их совокупности.

6. Судам при мотивировке в приговоре выводов относительно назначения подсудимому вида и размера наказания строго выполнять требования ст. 314 УПК РСФСР о приведении в описательной части приговора мотивов назначения наказания в виде лишения свободы, если санкция уголовного закона предусматривает и другие наказания, не связанные с лишением свободы; применения условного осуждения; назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного уголовным законом за данное преступление, перехода к другому, более мягкому наказанию, а также мотивы принятых решений по другим вопросам, связанным с назначением наказания.

7. Обратить внимание Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов на необходимость устранения недостатков в практике назначения мер наказания при рассмотрении дел по первой инстанции, рекомендовать усилить надзор за правильным применением законодательства народными судами, регулярно изучать практику назначения мер уголовного наказания; своевременно выявлять ошибки, допущенные народными судами, и принимать необходимые меры к их устранению.