7. Уточнение запретов на антиконкурентные соглашения

Закон N 401-ФЗ сокращает перечень безусловных запретов в отношении соглашений хозяйствующих субъектов и впервые вводит в законодательную практику понятие "картель".

Согласно новой редакции части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

К числу хозяйствующих субъектов-конкурентов следует относить хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке.

Таким образом, из перечня безусловных запретов, применяемых к соглашениям хозяйствующих субъектов, исчезли соглашения, приводящие к:

навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Указанные соглашения могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство лишь при условии, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции (новая редакция части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Закон N 401-ФЗ скорректировал один из запретов, применяемых в отношении "вертикальных" соглашений. Так, пункт 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещая "вертикальные" соглашения, приводящие (способные привести) к установлению цены перепродажи товара, устанавливает, что такой запрет не применяется к соглашениям, по которым продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара.

Таким образом, "вертикальные" соглашения, по которым продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара, не противоречат антимонопольному законодательству.

Новая редакция части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции особо выделяет запрет на соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Определения манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) раскрываются в пункте 6 настоящего разъяснения.

Закон N 401-ФЗ впервые определяет порядок применения статьи 11 Закона о защите конкуренции к соглашениям, заключаемым между участниками одной группы лиц.

В частности, новая редакция части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что положения указанной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Таким образом, соглашения между хозяйствующими субъектами, объединенными в одну группу лиц по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, не могут быть признаны нарушающими положения статьи 11 Закона о защите конкуренции, даже в том случае, если формально не соответствуют предусмотренным данной статьей запретам.

Исключение составляют лишь соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. К их числу могут быть отнесены соглашения между банком и страховой организацией, которые могут быть признаны нарушающими статью 11 Закона о защите конкуренции независимо от того, входят они в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, или нет.

В отношении соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 7, положения статьи 11 Закона о защите конкуренции применяются в полном объеме.

В отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, объединенными в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 8 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, положения статьи 11 Закона о защите конкуренции применяются при условии отсутствия между ними прямого или косвенного контроля (часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Новая редакция части 9 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что требования указанной статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности определяется четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем следует учитывать, что указанное положение не исключает применение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции к соглашениям между хозяйствующими субъектами, которые касаются товара, произведенного (созданного) с использованием результатов интеллектуальной деятельности.