Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

IV. Обобщенная характеристика мер

государственного регулирования

В рамках Государственной программы обеспечивается совершенствование действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, включая:

установление категорий объектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду для целей дифференцированного регулирования;

исключение объектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, из сферы применения мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды;

оптимизацию системы нормирования и выдачи разрешений на выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ в области охраны окружающей среды, включая определение четких критериев установления временно согласованных выбросов (сбросов) с учетом поэтапного их снижения;

сокращение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется нормирование допустимых воздействий, взимание платы, государственный экологический надзор и производственный экологический контроль;

создание системы технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий, используемых при нормировании воздействия экологически опасных предприятий.

Наряду с этим необходимо введение методов экономического стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду, перехода к использованию экологически чистых технологий, предусматривающих:

поэтапное увеличение коэффициентов, применяемых к нормативам платы за сверхнормативное воздействие до уровня, сопоставимого с затратами на природоохранные мероприятия;

предоставление налоговых льгот и льгот по неналоговым платежам (отнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в пределах нормативов к себестоимости, зачет затрат на осуществление природоохранных мероприятий и внедрение наилучших доступных технологий в пределах платы за сверхнормативное воздействие);

введение для оборудования наилучших доступных технологий коэффициента амортизации, равного 2.

В рамках Государственной программы также предусматривается внедрение системы технологического нормирования, комплексных разрешений, декларирования; совершенствование государственного регулирования проведения экологического аудита; определение принципов, процедур и механизмов ликвидации прошлого экологического ущерба, создание системы стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций к реализации проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба.

Планируется внесение изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие нормативные правовые акты, направленных на:

освобождение от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду;

установление ответственности производителя (импортера) продукции за использование (утилизацию) произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства;

обеспечение утверждения и периодического обновления органами государственной власти субъектов Российской Федерации балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления;

устранение внутренних коллизий действующего законодательства в части полномочий субъектов Российской Федерации в сфере установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые подлежат региональному государственному экологическому надзору;

исключение требования о необходимости согласования с неопределенным кругом органов государственной власти мест хранения и захоронения отходов, загрязняющих атмосферный воздух.

Совершенствование правового регулирования использования природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в части снижения негативного воздействия на морскую среду в случае разливов нефти или нефтепродуктов предусматривает:

закрепление за организациями, осуществляющими эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления разведки и добычи, а также транспортировку нефти во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - эксплуатирующих организаций) обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

введения субсидиарной ответственности владельцев лицензий за пользование недрами за причинение в результате работ, проводимых эксплуатирующими организациями, вреда окружающей морской среде, водным биологическим ресурсам и третьим лицам.

Совершенствование системы правового регулирования в сфере функционирования государственной экологической экспертизы включает в себя:

уточнение перечня объектов экспертизы;

сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы с 6 до 3 месяцев;

отмена срока действия положительных заключений государственной экологической экспертизы;

уточнение процедуры проведения общественных слушаний, организуемых органами местного самоуправления.

Меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере биологического разнообразия и особо охраняемых природных территорий включают в себя:

внесение изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части установления порядка образования охранных зон национальных парков, а также порядка утверждения положений об охранных зонах заповедников и национальных парков; установления возможности преобразования отдельных государственных природных заказников федерального значения в заказники регионального значения; установление возможности создания национальных парков путем преобразования отдельных заповедников; определения случаев и порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий; установления исчерпывающего (закрытого) перечня категорий особо охраняемых природных территорий; установления дополнительных механизмов финансирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; определения оснований и порядка включения объектов природного наследия в Список всемирного наследия;

внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ужесточение административной ответственности за нарушения режима особо охраняемых природных территорий; расширение полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере особо охраняемых природных территорий.

внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих установление только уголовной ответственности за добычу и оборот, включая хранение, транспортировку и продажу, амурских тигров и дальневосточных леопардов и других редких и исчезающих видов животных, их частей тела и производных по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

совершенствование подходов к ведению Красной книги Российской Федерации;

разработку и утверждение стратегий сохранения наиболее значимых объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Меры нормативного правового регулирования в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды включают:

внесение изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе", в том числе: установление положений, предусматривающих необходимость согласования сроков и условий выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; определение предмета и объекта государственного надзора в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях; установление обязанности размещения общедоступной информации о состоянии окружающей среды на официальном сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); установление полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по утверждению методики расчета платы за предоставление специализированной информации; определение понятия, предмета и порядка проведения гидрометеорологической экспертизы проектов освоения территорий;

принятие нормативных правовых актов, определяющих:

порядок осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), перечня видов включаемой в него информации, порядке и условиях ее представления, а также порядке обмена такой информацией;

порядок организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем, полномочиях соответствующих органов и организаций, порядке и периодичности представления информации, полученной при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональные подсистемы.

Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы и сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложениях N 4 и N 5 к Государственной программе соответственно.