Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

По экспертным оценкам, на основании критериев оценки риска для здоровья, связанного с воздействием химических веществ, загрязняющих окружающую среду, 65 процентов территории России могут быть квалифицированы как не затронутые хозяйственной деятельностью (ненарушенные и малонарушенные территории) и порядка 20 процентов территории испытывает существенное антропогенное влияние, но расположенные на них экосистемы пока еще сохранили способность к самовосстановлению. Около 15 процентов территории России, где проживает две трети населения страны, характеризуется высокой степенью антропогенной нарушенности природных экосистем.

Учитывая рост хозяйственной деятельности, имеется тенденция к расширению трансформированных природных экосистем. В тундровой зоне (например, в Ямало-Ненецком округе) существенно возросли площади нарушенных земель. Сохранились высокие пастбищные нагрузки домашнего северного оленя (не менее 20 процентов территории зоны представлено стадиями пастбищной дегрессии). В окрестностях г. г. Норильска (полуостров Таймыр) и Мончегорска (Кольский полуостров) в радиусе десятков километров естественный растительный покров разрушен в результате выбросов в атмосферный воздух соединений серы и азота. В регионах таежной зоны также отмечается расширение участков техногенной трансформации в местах добычи нефти, газа и других минеральных ресурсов. Такие очаги имеются на Кольском полуострове, в Западной и Северо-Восточной Сибири.

Кроме того, ежегодно значительная часть лесов уничтожается пожарами.

Сохраняются общие тенденции трансформации биологического разнообразия в степных регионах. Значительные площади степной зоны эродированы, засолены и оказались под водой. На степных реках (Волга, Днепр, Дон) созданы крупные водохранилища, что привело к разрушению природных пойменных экосистем. Сухие степи, полупустыни и пустыни оказались сильно трансформированными выпасом, что привело к развитию ветровой эрозии, замещению коренной зональной растительности.

Биомы европейских степей и широколиственных лесов практически исчезли с территории России еще в прошлые века.

Наиболее высоким уровнем разнообразия флоры и фауны отличаются Дальний Восток, южная часть Сибири и Северный Кавказ.

В Российской Федерации представлено более 12500 видов сосудистых растений, 2200 видов мохообразных, около 3000 видов лишайников, 320 видов млекопитающих, более 732 видов птиц, 80 видов рептилий, 29 видов амфибий, 343 видов пресноводных рыб, 9 видов круглоротых, около 1500 видов морских рыб, более 100 тыс. видов беспозвоночных животных. По ориентировочным подсчетам около 20 процентов флоры и фауны России составляют эндемичные виды.

Вклад России в глобальное видовое биологическое разнообразие планеты достаточно велик: в нашей стране представлено около 5 процентов мировой флоры сосудистых растений, 18 процентов - фауны млекопитающих и почти 8 процентов - фауны птиц.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира играют важную роль в различных экосистемах (от отдельных фито- и зооценозов до биосферы в целом), во многих случаях являясь надежными индикаторами их состояния и характера развития.

В Красную книгу Российской Федерации занесено 414 таксонов животных и 676 таксонов растений. В Международный Красный список Международного союза охраны природы занесены 168 видов животных и 250 видов высших сосудистых растений, зарегистрированных на территории России.

Особое внимание уделяется охране таких редких представителей фауны, как амурский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, китообразные, зубр, стерх (белый журавль) и др. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул, русская выхухоль, японский и даурский журавли, дальневосточный аист, сахалинский таймень, камчатская семга и др.) уже невозможно без специальных мер охраны.

Приоритетным направлением сохранения биологического разнообразия является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов (включая редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира) в природной среде обитания.

Как показывают результаты международных исследований, темпы исчезновения видов на планете ускоряются и имеют тенденцию к дальнейшему ускорению. Так, если до XIX века каждое тысячелетие на планете исчезал лишь 1 вид млекопитающих животных, то за последние 100 лет данный показатель вырос в 1000 раз, в ближайшем будущем, вероятно, тенденция к ускорению исчезновения видов продолжится. Тенденция к исчезновению видов отмечается и в России. Доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов млекопитающих и птиц в общем количестве видов млекопитающих и птиц фауны России составляет 20 процентов, что близко к среднемировым показателям. За 400 лет с территории России по вине человека исчезло 9 видов и подвидов млекопитающих и птиц. Среди истребленных животных, обитавших на территории России, следует отметить виды, генофонд которых с успехом мог бы использоваться для улучшения и выведения новых пород домашних животных (тур, степной и лесной тарпаны, морская корова (наиболее перспективный вид для одомашнивания среди морских зверей) и др).

Основными причинами исчезновения видов животных и растений являются деградация и сокращение мест обитания (например, вырубка леса, распашка степей, пожары) и прямое преследование со стороны человека, обусловленное какой-либо ценностью самого животного (например, ценная шкура, мясо, дериваты и др.).

В результате масштабного хозяйственного освоения удаленных территорий они стали более доступными для человека. В связи с этим в последние десятилетия возросли нагрузки на природные комплексы и объекты животного и растительного мира. В результате сократилась численность и произошла трансформация мест обитания отдельных редких видов животных.

Ввиду нестабильности экономической ситуации во многих регионах России, а также сокращения штатной численности государственных инспекторов, снижения эффективности системы надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания наблюдается рост браконьерства.

Серьезную угрозу биологическому разнообразию представляют вопросы предстоящего масштабного хозяйственного освоения российской Арктики, которые становятся все более актуальными в связи с изменением климата в последние десятилетия. Хранение неутилизированных отходов увеличивает опасность в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ путем попадания их в водную среду. Сброс бурового шлама, химических продуктов, промышленных, пластовых и бытовых вод оказывает негативное воздействие на флору и фауну моря и морского дна, сокращая их численность и разнообразие. Масштабное хозяйственное освоение и отмечаемое потепление климата могут повлиять прежде всего на численность редких и находящихся под угрозой исчезновения арктических животных. Прогнозируемый рост добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья будет сопровождаться появлением новых мощных источников техногенного загрязнения окружающей среды Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе. Промышленное освоение территорий и акваторий в ряде регионов переходит в фазу сплошного освоения.

Серьезную обеспокоенность вызывает незначительная площадь территории и акватории российской Арктики, взятых под особую охрану (лишь 5,2 процента территории и акватории российской Арктики, в то время как в зарубежной Арктике - 20 - 50 процентов). Недостаточно представлена сеть охраняемых морских акваторий в составе существующих государственных природных заповедников, национальных парков и федеральных заказников. Практически отсутствует сеть морских заповедников, экваториальной охраной не охвачены ни типичные, ни уникальные морские экосистемы.

Деградация природных экосистем и мест обитания коренных видов растений и животных приводит к формированию новых техногенных образований, комплексов интродуцированных видов растений и животных.

Для сохранения биологического разнообразия применяется комплекс политических, правовых и природоохранных мер.

Важнейшим направлением в сфере сохранения биологического разнообразия является участие Российской Федерации в международных конвенциях и соглашениях (Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Меморандум о взаимопонимании относительно мер об охране сибирского журавля в рамках Конвенции о сокращении мигрирующих видов диких животных, другие многосторонние и двусторонние соглашения о сохранении видов (мигрирующие птицы, белый медведь, амурский тигр).

Российское экологическое право регламентирует отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного и растительного мира, других природных объектов и ресурсов, а также устанавливает систему управления всей природоохранной деятельностью вообще и компонентами природной среды в частности.

Основы государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия отражены в Экологической доктрине Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также федеральных законах "Об охране окружающей среды", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", "О недрах", в Водном кодексе Российской Федерации и Лесном кодексе Российской Федерации, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и др.

Вместе с тем обширная правоприменительная и судебная практика правового регулирования в сфере сохранения биологического разнообразия, включая функционирование особо охраняемых природных территорий, показала, что некоторые вопросы прописаны недостаточно четко, либо упущены, что затрудняет реализацию норм законодательства в этой сфере, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов. Рамочный характер многих законов, требующих для своей реализации введения отдельных подзаконных актов, возникающие в связи с этим пробелы и противоречия с нормами иных законодательных актов определяют необходимость не только внесения изменений в законодательство Российской Федерации, но и целенаправленной работы по созданию новых законодательных актов и иных нормативных правовых актов в области сохранения биологического разнообразия.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, являются особым объектом правового регулирования, в отношении которых действуют организационно-правовые гарантии, повышающие возможность их сохранения и восстановления.

Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, включает 413 видов животных: 155 видов беспозвоночных (0,1 процента от общего количества видов беспозвоночных, описанных на территории России) и 258 видов позвоночных: 41 вид круглоротых и рыб (7 процентов от общего количества видов круглоротых и рыб, обитающих на территории России), 8 видов земноводных (30 процентов), 21 вид пресмыкающихся (28 процентов), 123 вида птиц (17 процентов), 65 видов млекопитающих (20 процентов).

К настоящему времени более 70 субъектов Российской Федерации издали свои региональные красные книги. Вместе с тем современные подходы к ведению Красной книги Российской Федерации не предусматривают жесткой системы отбора (критериев) занесения видов (подвидов, популяций) в Красную книгу Российской Федерации (а также красных книг субъектов Российской Федерации), как, например, система критериев занесения видов (популяций) в Красный Список Международного союза охраны природы. Отсутствие такой системы критериев для занесения объектов в Красную книгу Российской Федерации привело к значительному ее расширению, невозможности организации охраны и мониторинга состояния всех объектов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, что гарантировано законодательством Российской Федерации.

Целесообразно пересмотреть подходы к ведению красных книг, приоритетом должны быть редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира, необходимо сделать Красную книгу Российской Федерации тоньше за счет эффективного ведения красных книг субъектов Российской Федерации и в то же время обеспечить усиление ответственности и неотвратимость правовых последствий за причинение вреда наиболее ценным, значимым и уязвимым объектам животного и растительного мира. Таким образом, будет обеспечена эффективная государственная система учета, мониторинга, кадастра, охраны и восстановления видов, занесенных в красные книги.

Основные принципы и подходы к сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира отражены в Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приняты также несколько видовых стратегий по сохранению наиболее уязвимых видов животных (амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, белый медведь, зубр, сахалинская кабарга).

В России традиционной и наиболее эффективной формой сохранения ландшафтного и биологического разнообразия и одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды являются особо охраняемые природные территории.

В России создана система особо охраняемых природных территорий, насчитывающая свыше 12 тысяч территорий различных категорий и уровней (федеральный, региональный и местный). Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет свыше 200,5 млн. гектар (без учета морских акваторий).

Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Целью создания таких территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

Существующая в России система особо охраняемых природных территорий формировалась более 95 лет и в настоящее время включает:

102 государственных природных заповедника (33,9 млн. гектаров);

43 национальных парка (9,5 млн. гектаров);

70 государственных природных заказника (13 млн. гектаров), а также

особо охраняемые природные территории других категорий.

В целом система особо охраняемых природных территорий федерального значения составляет 58 млн. гектаров (с морской акваторией). Площадь охраняемой суши занимает 47,8 млн. гектаров, что составляет 2,8 процента территории России. Кроме того, создано более 12,7 тыс. особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, предусмотренных соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации, площадь которых составляет около 153 млн. гектаров.

Совокупная площадь всех указанных особо охраняемых природных территорий составляет 210,8 млн. гектаров (в том числе сухопутная с внутренними водоемами - 200,5 млн. гектаров или 11,7 процента всей территории страны).

Таким образом, в целом по показателю долевого охвата площади страны особо охраняемыми природными территориями основных категорий Россия достойно выглядит на фоне стран с обширными территориями и сходным уровнем экономического развития. Вместе с тем на особо охраняемых природных территориях федерального значения представлено лишь 50 процентов всего ландшафтного разнообразия России. Система особо охраняемых природных территорий наименее развита в полупустынях, степях и в зоне полярных пустынь. Из всех типов зональной растительности менее всего представлено разнообразие степных и гидроморфных типов растительности (например, болот). Неравномерно и нерепрезентативно представлены в сети особо охраняемых природных территорий морские акватории. В таких важных в отношении ландшафтного и биологического разнообразия и биологических ресурсов морях, как море Лаптевых и Охотское море, морские особо охраняемые участки представлены в лучшем случае узкими полосками охранных зон, примыкающих к берегам наземных особо охраняемых природных территорий.

Роль системы особо охраняемых природных территорий в сохранении уникального биологического и ландшафтного разнообразия нашей страны приобретает все большее значение. Особо охраняемые природные территории препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, способствуют обеспечению экосистемных услуг - очистке поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, депонированию углерода. Растительный покров особо охраняемой природной территории поглощает значительное количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферный воздух в результате антропогенной деятельности. Около 15 процентов мирового объема выбросов в атмосферу двуокиси углерода (312 гигатонн в год) усваивается лесными экосистемами особо охраняемых природных территорий по всему миру. Таким образом, особо охраняемые природные территории играют важную роль в стабилизации климата, смягчении последствий его изменения и поддержании экологического баланса.

Являясь резерватами первозданной природы, особо охраняемые природные территории способствуют сохранению уникальных и типичных природных комплексов, сохранению и воспроизводству объектов животного и растительного мира, в том числе находящихся под угрозой исчезновения. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, способствуют экологическому воспитанию населения. Система особо охраняемых природных территорий обладает значительным рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом, и, хотя в последние годы возрос приток туристов в эти зоны и соответственно доходов от экологического туризма, на сегодняшний день потенциал данных территорий не в полной мере востребован экономикой страны.

Анализ репрезентативности особо охраняемых природных территорий федерального значения по отношению к флоре и фауне выявил, что наиболее полно на особо охраняемых природных территориях федерального значения представлена фауна - свыше 80 процентов (млекопитающие - почти 95 процентов всех видов, обитающих в России, амфибии - 93 процентов, птицы - 8 процентов), чуть менее - сосудистые растения (65 процентов). Однако в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, репрезентативность особо охраняемых природных территорий федерального значения явно недостаточна. Представленность видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на особо охраняемых природных территорий федерального значения (отмечено наличие вида) достаточно высока (65 процентов млекопитающих, 89 процентов птиц, 67 процентов рептилий и 75 процентов амфибий). Однако существующая система особо охраняемых природных территорий федерального значения позволяет обеспечить достаточную охрану менее половины видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (51 процент млекопитающих, 41 процент птиц, 36 процентов рептилий, 25 процентов амфибий). В отношении рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, таких сведений не получено, хотя, принимая во внимание, что создание особо охраняемых природных территорий исключительно редко происходит по бассейновому принципу, можно сделать вывод о низкой эффективности охраны рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в существующих особо охраняемых природных территориях. В целом, очевидна необходимость развития и расширения системы особо охраняемых природных территорий федерального значения в целях сохранения уникального природного наследия и разнообразия России.

Многолетнее функционирование сети особо охраняемых природных территорий продемонстрировало эффективность такой формы территориальной охраны биологического разнообразия, однако показало существенные ограничения и трудности функционирования и развития этой системы, которые приводят к неэффективному выполнению отдельных задач, предусмотренных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Через Россию проходят 3 из 9 мировых миграционных маршрутов птиц.

На территории России находятся природные объекты международного значения: 9 объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО, 35 водно-болотных угодий международного значения, 39 биосферных резерватов ЮНЕСКО, 3 международных заповедника. Дипломы Совета Европы присуждены 4 заповедникам в знак признания того, что объекты представляют интерес с точки зрения сохранения природного наследия европейского значения.

При этом 6 следующих водно-болотных угодий международного значения находятся полностью за пределами существующей системы особо охраняемых природных территорий: Бреховские острова (Красноярский край), Дельта реки Горбита (Красноярский край), Мыс Утхолок (Камчатский край), Остров Карагинский (Камчатский край), Река Морошечная (Камчатский край), озерная система нижнего течения реки Баган (Новосибирская область).

Учитывая, что согласно статье 6 Федерального закона "О животном мире" полномочия по охране и воспроизводству объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, особое внимание следует уделять координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественных организаций.

В дополнение к сохранению объектов животного и растительного мира в естественной среде обитания важным направлением для сохранения объектов животного мира, в первую очередь редких и находящихся под угрозой исчезновения, является проведение специальных биотехнических мероприятий (например, устройство искусственных гнездовых платформ для хищных птиц), содержание и разведение отдельных особей или их групп в специализированных центрах по разведению (питомниках, зоопарках, ботанических садах) для дальнейшей их реинтродукции в природу, воссоздание утраченных популяций, реконструкция и восстановление мест обитания в случае их утраты и др.

Мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных вне природной среды обитания должны являться частью программ восстановления видов и возвращения их в природу.

Среди достижений в области устойчивого использования биологического разнообразия в России следует отметить рост экологической ответственности бизнеса, в частности лесопромышленного, рыбопромыслового, развитие добровольной лесной и морской сертификации как механизма повышения качества управления лесами, рыбными ресурсами, социальной и экологической ответственности. Лесное и рыбное хозяйство, промысел морепродуктов декларировали принципы сохранения и устойчивого использования биоресурсов в своих стратегических документах развития отрасли.

Широкое обсуждение получили принципы иного альтернативного вида деятельности - устойчивого туризма, хотя понятие "экологический туризм", предусматривающее конкретные действия по сохранению биологического разнообразия, так и не получило законодательного подкрепления. Начинается процесс создания менеджмент-планов национальных парков, приоритетом деятельности которых становится познавательный туризм.

В практике государственной кадастровой оценки земель в России используются показатели состояния биологического разнообразия. Вместе с тем попытка совершенствования системы платежей и сборов налогов с учетом реальной ценности биоресурсов не нашла отражения в налоговом законодательстве. В рамках совершенствования налоговой системы принята лишь статья Налогового кодекса Российской Федерации, установившая размер сборов за использование объектов животного мира, относящихся к объектам охоты и водным биологическим ресурсам.

Недостаточно учитываются рыночные и нерыночные ценности биологического разнообразия. Оценка таких ценностей в усеченном виде включена лишь в соответствующие разделы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности предпроектной и проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу. При этом государственная экологическая экспертиза в соответствии с требованиями Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусмотрена лишь для проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, а также документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Внедрение оценки ценностей биологического разнообразия и экосистемных услуг происходит чрезвычайно медленно. До настоящего времени такая оценка не включалась в макроэкономические показатели развития страны.

Осуществление мероприятий по реализации указанных направлений и природоохранных мер затруднено из-за отсутствия целевого финансирования. При этом реализация таких мероприятий является определяющей для успешного, эффективного и устойчивого в долгосрочной перспективе сохранения биологического разнообразия.

Таким образом, проблемы сохранения биологического разнообразия связаны с важной экономической ролью природных ресурсов. При рассмотрении вопросов, требующих первоочередного решения для обеспечения устойчивого развития и совершенствования деятельности в области сохранения биологического разнообразия на современных природоохранных принципах, определены следующие основные проблемы:

рост темпов исчезновения видов животных и растений;

сокращение и деградация естественных местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;

увеличение масштабов нелегального изъятия природных ресурсов;

наличие пробелов и противоречий отдельных положений природоохранного законодательства нормам гражданского, земельного и иного отраслевого законодательства, отсутствие достаточной правоприменительной и судебной практики;

отсутствие специальных мер стимулирования, оправданных с экономической и социальной точек зрения, стимулирующих сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия (внедрение мер экономического стимулирования для модернизации производства с переходом на наилучшие существующие доступные технологии; воссоздание единого государственного фонда охраны окружающей среды как целевого источника финансирования природоохранных мероприятий; использование налоговых льгот, сокращенного периода амортизации основных средств, используемых для охраны окружающей среды, микрокредитование в сфере сохранения биологического разнообразия и др.);

недостаточность научно-методических документов, обеспечивающих единые подходы к ведению научно-исследовательских работ в области сохранения биологического разнообразия, ведению экологического мониторинга, способствующих принятию научно-обоснованных управленческих решений в области сохранения биологического разнообразия;

отсутствие единых информационно-аналитических систем в области особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия, связанных с государственной информационной системой, объединяющих широкое сообщество разрозненных и самостоятельных производителей и потребителей информации о живой природе. Это приводит к невозможности свести децентрализованные информационные ресурсы, верифицировать их, обобщить и довести до форм, пригодных для использования менеджерами, хозяйствующими субъектами и широкой общественностью;

недостаточность развития сети научно-исследовательских и мониторинговых станций, плохое материально-техническое оснащение этих станций;

низкая численность инспекторского состава, наделенного контрольно-надзорными полномочиями в области охраны и использования объектов животного мира и государственного экологического надзора;

низкий уровень финансирования научных исследований в области сохранения биологического разнообразия в институтах Российской академии наук и в подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждениях, отсутствие финансирования мероприятий, предусмотренных процедурой ведения Красной книги Российской Федерации; отсутствие специальных бюджетных средств на проведение научно-исследовательских работ и ведение мониторинга на особо охраняемых природных территориях, что приводит к недостаточному объему проведения полевых исследований, обеспечивающих научную основу сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия;

недостаточная эффективность деятельности организаций, осуществляющих управление и обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий в области охраны природных комплексов и объектов, противопожарной деятельности, ведения экологического мониторинга, экологического просвещения, познавательного туризма ввиду недостаточного финансирования, нехватки сильного кадрового потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры, плохого оснащения транспортными средствами и противопожарным оборудованием;

незначительное участие бизнес-сектора в развитии устойчивого использования и сохранения биологических ресурсов.

финансирование из государственного бюджета, обеспечивающее лишь такие направления деятельности и инициативы в области сохранения биологического разнообразия, как:

деятельность федеральных и региональных государственных органов, обеспечивающих управление, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

поддержка минимальной деятельности федеральных и региональных государственных учреждений, осуществляющих природоохранную, эколого-просветительскую и научно-исследовательскую деятельность на особо охраняемых природных территориях;

выплата взносов за участие в природоохранных конвенциях, участие в заседаниях по вопросам реализации международных конвенций и соглашений и др.);

реализация федеральных и региональных целевых программ по сохранению биологического разнообразия;

поддержка научных и научно-практических исследований в области сохранения биологического разнообразия, осуществляемых Российской академией наук;

софинансирование со стороны России при реализации международных проектов Глобального экологического фонда в области сохранения биологического разнообразия.

При прогнозировании развития деятельности в области сохранения биологического разнообразия следует отметить, что без значительного увеличения объема финансирования на эти нужды сохранятся тенденции к снижению эффективности деятельности в области сохранения биологического разнообразия.

Недооценка природного капитала при рассмотрении вопросов хозяйственного освоения территорий может привести к следующим последствиям:

снижение биологической продуктивности природных систем, замедлению восстановления и сокращению видового разнообразия коренных сообществ;

утрата отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны, потере уникального генофонда, который может использоваться для улучшения и выведения новых пород животных и сортов растений;

дестабилизация экологического равновесия природных систем, ухудшению очистки поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, снижению депонирования углерода и в связи с этим - к большей дестабилизации климата.

Недооценка научной и социально-культурной функций биологического разнообразия и отсутствие достаточного финансирования на цели его сохранения может иметь следующие последствия:

значительное отставание в сфере научных исследований по вопросам сохранения биологического разнообразия и повышение экологической безопасности, в создании новых аналитических методов и систем мониторинга состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

дальнейшее технологическое отставание в области управления и использования биологического разнообразия и, как следствие, повышение риска техногенных аварий и затрат на ликвидацию их последствий (как показывает опыт ликвидации последствий нефтяных розливов, потери от одной аварии в Мексиканском заливе, по экспертным оценкам, составляют 37 млрд. долларов США);

сохранение высоких удельных уровней воздействия на компоненты окружающей среды, включая биологическое разнообразие;

увеличение доли населения, занятого нелегальным промыслом или не имеющего альтернативного источника существования.

Вероятно усугубление данных проблем в связи с возможными глобальными изменениями климата. Сохранение и восстановление биологического разнообразия при этом является важным условием стабилизации и борьбы с изменением климата.

Решение всего спектра проблем обеспечения экологической безопасности невозможно только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.