Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых результатов, обобщенная характеристика основных мероприятий

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи

и детей" Государственной программы Российской Федерации

"Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых результатов, обобщенная

характеристика основных мероприятий

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также иными стратегическими документами основными приоритетами направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей определены следующие:

повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения.

С учетом программных целей Правительства Российской Федерации определена цель подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы - обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи, стимулирование рождаемости.

Показатели достижения цели:

1) Суммарный коэффициент рождаемости.

Показатель позволяет определить среднее количество детей, которое может быть рождено одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 до 49 лет) при сохранении повозрастной рождаемости в календарном году.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", предполагается обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

Данный показатель позволяет в интегрированном виде в динамике, на основе данных официальной статистической отчетности, оценивать результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни семей с детьми, создание благоприятных условий для развития и воспитания детей, предупреждения социального неблагополучия и социального сиротства, достижение цели и решения задач подпрограммы.

Повышение значений показателя обеспечивается за счет реализации в Российской Федерации мероприятий по стимулированию многодетности, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Показатель рассчитывается в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Исходная информация для расчета данного показателя разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

2) Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации от общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации.

Показатель характеризует уровень бедности детей в отчетном году в субъекте Российской Федерации.

Показатель позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, направленных на снижение уровня бедности детей.

Определяется как отношение численности детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Снижение значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на повышение уровней социально-экономического развития регионов, мероприятий по материальной поддержке малообеспеченных групп населения, в том числе в рамках индексации социальных выплат, реализации программ адресной социальной поддержки, дополнительной социальной помощи отдельным категориям граждан за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также организации выплаты и индексации с учетом инфляции государственных пособий, выплачиваемых семьям с детьми из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Показатель определяется по формуле:

B / A * 100%, где:

A - общая численность детей, проживающих в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек;

B - численность детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек.

Показатель рассчитывается ежегодно на основе ежеквартальных данных обследования бюджетов домохозяйств и информации о величине прожиточного минимума в соответствующем отчетном квартале, публикуемой через 3 - 6 месяцев после истечения квартала, а также годовых данных демографической статистики в разрезе каждого субъекта Российской Федерации и в целом по Российской Федерации - как среднее значение по всем субъектам Российской Федерации.

Исходная информация для расчета данного показателя разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

3) Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей.

Показатель позволяет оценивать уровень организации работы по снижению социального сиротства в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Динамика показателя характеризует результаты мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, направленных на снижение социального сиротства, посредством передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в различных формах.

Показатель рассчитывается как отношение общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году в субъекте Российской Федерации, к общему количеству выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году в субъекте Российской Федерации.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Рост значений показателя обеспечивается в период реализации Госпрограммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на финансирование мероприятий по снижению социального сиротства.

Показатель определяется по формуле:

A - общее количество выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году в субъекте Российской Федерации, человек;

B - общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году в субъекте Российской Федерации, человек.

Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей", утвержденная приказом Росстата от 20 июля 2011 г. N 329 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений".

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

4) Удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей в общей численности детей в субъектах Российской Федерации.

Показатель характеризует уровень безнадзорности и беспризорности в субъекте Российской Федерации в отчетном году, в динамике позволяет оценивать результаты реализации проводимых субъектами Российской Федерации мероприятий по снижению безнадзорности и беспризорности.

Определяется как отношение числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Снижение значения данного показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на финансирование мероприятий по снижению безнадзорности и беспризорности.

Показатель определяется по формуле:

B / A * 100%, где:

A - общая численность детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек;

B - число безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в отчетном году, человек.

Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 1-ДЕТИ (соц.) "Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", утвержденная приказом Росстата от 1 апреля 2005 г. N 25 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними".

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

5) Доля детей, оздоровленных в рамках мер социальной поддержки в общей численности детей школьного возраста.

Показатель характеризует уровень охвата детей отдыхом и оздоровлением, позволяет в динамике оценить результаты реализации мероприятий, направленных на решения задачи обеспечения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определяется как отношение число детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в субъекте Российской Федерации в отчетном году, к общей численности детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации в отчетном году.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Рост значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на организацию отдыха и оздоровления детей, а также за счет софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Показатель определяется по формуле:

B / A * 100%, где:

A - общая численность детей в возрасте до 18 лет в субъекте Российской Федерации, человек;

B - число детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в субъекте Российской Федерации, человек.

Источники исходных данных - данные Росстата, годовая форма N 1-ОЛ "Сведения о детском оздоровительном учреждении (лагере)", утвержденная приказом Росстата от 16 мая 2011 г. N 239 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)".

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

6) Удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов.

Показатель характеризует уровень охвата детей-инвалидов мероприятиями по социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-трудовой реабилитации, осуществляемой в рамках социального обслуживания учреждениями социального обслуживания для детей-инвалидов в отчетном году, позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на решение задачи реабилитации детей-инвалидов.

Определяется как отношение числа детей-инвалидов, обслуженных за год учреждениями социального обслуживания семей и детей органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, к общей численности детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации, которым в отчетном году установлена ежемесячная денежная выплата.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Рост значений показателя в период реализации Госпрограммы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на организацию социального обслуживания детей инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации.

Показатель определяется по формуле:

B / A * 100%, где:

A - общая численность детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации, которым в отчетном году установлена ежемесячная денежная выплата, человек;

B - число детей-инвалидов, обслуженных учреждениями социального обслуживания семей и детей органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в отчетном году, человек.

Источники исходных данных - данные годовая форма N 1-СД "Отчет территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей Российской Федерации", утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 23 ноября 2005 г. "О мониторинге ситуации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, связанной с разграничением полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; данные Пенсионного фонда Российской Федерации о численности граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Значения показателя по годам реализации Госпрограммы приведены в Таблице 1.

Достижение цели подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы должно быть обеспечено посредством решения следующих задач:

сокращение бедности в семьях с детьми;

снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;

обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

повышения уровня социального обслуживания детей-инвалидов;

рост рождаемости.

Повышение уровня и качества жизни семей с детьми требует проведения комплексной государственной политики, обеспечивающей доступ к приемлемому уровню жизни на различных этапах жизненного цикла семьи и направленной на рост доходов семьи, совершенствование механизмов государственной социальной поддержки семей с детьми, женщин и детей, а также изменение отношения к семье, семейным ценностям.

В рамках решения поставленных задач на федеральном уровне будут реализованы следующие мероприятия:

совершенствование нормативной правовой базы по выплате государственных пособий семьям с детьми, предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе:

- порядка выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом "Родительская слава" и предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом "Родительская слава";

- порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;

- порядка предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в том числе создание межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних на региональном уровне с последующим представлением на федеральный и ведение единой статистической отчетности;

организация предоставления денежных выплат и пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, материнского (семейного) капитала;

софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

реализация мероприятий, направленных на введение в субъектах Российской Федерации социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам для повышения доходов нуждающихся семей с детьми;

обеспечение подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот, и организационно-методическая поддержка их деятельности;

софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

развитие системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям;

совершенствование системы статистического учета беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Предстоит обеспечить дальнейшее развитие институциональных преобразований учреждений социального обслуживания семьи и детей, законодательное закрепление равного доступа к бюджетным ресурсам организаций всех форм собственности, работающих в сфере социального обслуживания семьи и детей.

Оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей будет направлена на создание многопрофильных учреждений, предоставляющих широкий спектр социальных услуг социальной, медицинской, психолого-педагогической и трудовой направленности, обеспечивающих социальное сопровождение семей с детьми и детей, которые могут попасть или уже попали в трудную жизненную ситуацию.

Комплекс мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будет направлен на:

разработку, апробацию и распространение новых методик и технологий, направленных на сокращение детского и семейного неблагополучия, оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

развитие социально-психологической помощи детям, профилактику суицида у детей;

развитие межведомственной и межсекторной координации в решении проблем детского неблагополучия, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

внедрение успешных моделей социальной работы с семьями с детьми и детьми на местном уровне (созданию реальной сети безопасности для ребенка), включая развитие службы социального сопровождения и "участковой социальной службы";

продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;

содействие сокращению региональных различий в уровне и качестве социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, путем размещения в средствах массовой информации публикаций, в сети Интернет о передовом опыте, накопленном в субъектах Российской Федерации, проведения конференций, "круглых столов" и пр.;

профилактика бедности семей с детьми и детской бедности, иных форм социального и физического неблагополучия семей и детей;

усиление взаимодействия с некоммерческими, коммерческими организациями, координации работы и объединению ресурсов для осуществления мероприятий и социальных проектов по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

содействие формированию в обществе нетерпимого отношения к любым формам жестокого обращения с детьми и дружественной социальной среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

содействие обучению и повышению квалификации специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе психологов, социальных педагогов и социальных работников;

внедрение форм и методов работы, способствующих преодолению изолированности детей-инвалидов и их социальной интеграции;

поддержка постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов);

поддержка становления и укрепления профессиональных сообществ специалистов, оказывающих помощь детям и семьям в трудных жизненных ситуациях;

поддержка разработки и внедрения информационных технологий для достижения целей программ (создание сайтов, программного обеспечения, ведение банков данных и т.п.);

проведение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Реализация перечисленных мероприятий повысит эффективность мер социальной поддержки с точки зрения снижения бедности, увеличит вклад социальных выплат в сокращение уровня бедности и дефицита дохода среди семей с детьми, относящихся к категории бедных семей, позволит смягчить снижение уровня жизни семьи в результате рождения детей, создать благоприятные условия для рождения второго и последующих детей.

Решение поставленных задач будет способствовать:

поддержанию традиции уважительного и бережного отношения к родителям, укреплению института семьи;

воспитанию нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми;

обеспечению полного возврата к месту постоянного пребывания детей, самовольно ушедших из семей, детских домов, учебно-воспитательных и иных детских учреждений.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы:

повышение уровня жизни семей с детьми;

решение к 2015 году проблемы беспризорности;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;

повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,753.

В ходе реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Госпрограммы будет производиться корректировка параметров и плана реализации Госпрограмм в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны.