Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.1.3. Опыт развития лизинга в судостроении

"Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" предусмотрено создание системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга, как одного из финансовых инструментов, способного стимулировать совершенствование производственных процессов и внедрение технологических инноваций в отрасли.

Лизинг в судостроении характеризуется рядом особенностей, обусловленных высокой стоимостью судов и длительными сроками окупаемости (8 - 12 лет и более). Вместе с тем, в сравнении с альтернативными способами финансирования (собственные средства или банковский кредит), основным преимуществом лизинговых схем является минимизация единовременно отвлекаемых оборотных средств лизингополучателя.

Начиная с 2009 года в федеральном бюджете были заложены целевые статьи расходов, направленные на развитие лизинга судов и морских сооружений, построенных на российских верфях на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа, и для эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации с регистрацией в РМРС. Практическое внедрение лизинговых организационно-финансовых схем в судостроении позволило организовать постройку ряда серий грузовых и пассажирских судов внутреннего плавания, нескольких рыбопромысловых судов. Реализованные по лизингу проекты характеризуются высоким уровнем технической новизны и инновационности, а при их постройке были достигнуты высокие производственные показатели, обеспечившие реализацию в минимальные (рекордные для данных сегментов отечественного судостроения) сроки.

Также, в федеральном бюджете было предусмотрено участие государства в реализации проектов лизинга морских и речных судов посредством инвестиций в уставной капитал открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация". В связи с низкой эффективностью реализации данного механизма в 2008 - 2010 годах выделение в дальнейшем бюджетных ассигнований на реализацию данной меры государственной поддержки не поддерживается и не заложено в Программе.

Накопленный опыт свидетельствует о необходимости развития данного организационно-финансового инструмента и в перспективе.

Потенциальными клиентами лизинговой компании могут быть:

российские судоходные компании, большинство из которых не в состоянии самостоятельно осуществить полный объем финансирования строительства судов на российских верфях;

российские государственные структуры, имеющие (или предполагающие иметь) в своем составе суда и/или другие плавучие средства, необходимые им для выполнения своих функций (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российская академия наук, Федеральное агентство по рыболовству и др.);

российские судостроительные заводы, испытывающие трудности в организации закупок судового оборудования, а также приобретения крупного технологического оборудования для модернизации производства;

зарубежные судоходные компании, имеющие намерение заказать постройку судов на российских верфях, но не получающие от них так называемых возвратных гарантий на свои авансовые платежи, составляющие до 40% цены судна.

Перечисленные направления деятельности лизинговой компании требуют значительного и долгосрочного финансового обеспечения, в том числе бюджетного, на возвратной основе, включая возможность получения субсидий на покрытие части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, поскольку их действующий уровень неприемлем для лизинговой деятельности.

Финансирование лизинговой деятельности из государственного бюджета Российской Федерации должно осуществляться при следующих условиях:

строительство на российских верфях;

строительство по проектам российских проектных организаций;

строительство на класс российского классификационного общества;

эксплуатация судов под флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов, как минимум, на срок возмещения обязательств по выделенной помощи государства.

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию в качестве единственной меры государственной поддержки развития лизинга морских и речных судов (остальные меры предлагается исключить) предлагается осуществлять субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку российской судостроительной продукции, включая экспортные кредиты. При этом, доля участия заемных средств в сделке не может превышать 85% в связи с ограничениями Всемирной торговой организации - Организации экономического сотрудничества и развития.

Механизм реализации данного предложения носит следующий вид:

- потенциальный покупатель российской судостроительной продукции подает заявку в коммерческий банк, который в свою очередь подписывает соглашение о возмещении части ставки (в размере двух третей от текущей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации) Внешэкономбанком, который является оператором программы по возмещению процентных ставок. Внешэкономбанк информирует об этом Министерство финансов Российской Федерации, которое выделяет необходимые средства из государственного бюджета на агентский счет Внешэкономбанка. После этого Внешэкономбанк проводит операцию по возмещению коммерческому банку части ставки по кредиту. В результате коммерческий банк выдает кредит покупателю по ставке, уменьшенной на размер двух третей от текущей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Во всех случаях реализация механизма компенсации банковских процентов возможна только при условии страхования риска невозврата кредита со стороны покупателя национальным банком или страховым агентством, а в случае иностранного покупателя - национальным экспортным агентством. При этом страховая премия согласно Договоренности по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и развития должна быть не менее соответствующего MPR (Minimum premium rate).

В период 2009 - 2012 годов по лизинговым программам в России построено около 40 грузовых (наливных и сухогрузных) внутреннего и смешанного плавания, пассажирских судов внутреннего и прибрежного морского плавания, а также рыболовных судов (средняя стоимость одного судна - около 300 млн. руб.). При этом предусмотренные бюджетом средства господдержки (субсидии российским транспортным компаниям и организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга) составили около 1 млрд. руб.

При сохранении достигнутой эффективности лизинговых схем средства, предусмотренные бюджетными планировками на указанные цели на период 2013 - 2017 годов, обеспечат возмещение оставшейся части затрат на уплату процентов по кредитам на суда, построенные до 2013 года (при восьмилетней схеме кредитования), а также организацию постройки по лизинговым схемам еще 65 - 70 ед. судов таких же типов.

В то же время заявленные потребности российских судоходных компаний в судах внутреннего и смешанного плавания составляют около 400 ед., а российских рыболовецких компаний - свыше 700 ед. Таким образом, необходимо осуществить постройку еще около 1000 судов. В связи с этим предусматриваются средства господдержки - субсидии российским транспортным компаниям и организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга - на весь период действия Государственной программы, т.е. и на период 2017 - 2030 годов, в размерах, пропорциональных стоимости создаваемых судов.

Данная мера обеспечит:

налоговые поступления в Федеральный бюджет от деятельности судостроительных организаций в объеме около 110 млрд. руб. до 2030 года;

значительное обновление парка судов речного и смешанного плавания, а также промысловых судов;

полную загрузку не менее 15-ти судостроительных заводов средней мощности и численности, т.е. обеспечит на этот период высококвалифицированной работой не менее 15 тыс. чел.;

обеспечит заказами не менее 50 организаций смежных отраслей;

возможность осуществления технической и технологической модернизации загруженных организаций.