Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2.7. Технические средства освоения континентального шельфа

1.2.7. Технические средства освоения

континентального шельфа

В настоящее время морской шельф обеспечивает около 50% мировой добычи углеводородов (80 - 100 млрд. долл. в год).

За 100-летнюю историю развития морской нефтегазодобычи сформировались три основные группы специализированной шельфовой техники:

буровые платформы разведочного и эксплуатационного бурения;

добывающие (технологические) платформы;

флот обеспечения, представленный в основном судами высокой технической сложности (суда снабжения, суда подводно-технических работ, краново-монтажные суда, суда-трубоукладчики и др.).

Континентальный шельф Российской Федерации содержит обширные, в том числе - в мировом масштабе, запасы полезных ископаемых, прежде всего, углеводородного сырья. Необходимость повышения доли разведанных ресурсов и увеличения практической добычи углеводородов на шельфе определена стратегическими документами Правительства России.

Основная доля потенциальных ресурсов сосредоточена в морях и на побережье Северного Ледовитого океана. По тяжести природно-климатических условий (в первую очередь, ледовых) в районах расположения перспективных морских месторождений они не имеют аналогов в мировой практике.

Сегодня работы на месторождениях углеводородов российского шельфа осуществляют открытое акционерное общество "Газпром", открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть", открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Лукойл", компания "Сахалин Энерджи". Все они, в большей или меньшей степени, используют технологии, разработанные зарубежными компаниями, адаптируя их к условиям конкретных месторождений, во многих случаях арендуют или приобретают специализированные суда и морскую технику за рубежом. Вместе с тем, при реализации морских нефтегазовых проектов на российском шельфе российской промышленностью накоплен определенный опыт создания сложных морских технических средств, в том числе предназначенных для работы в ледовых условиях. Такой опыт практически отсутствует у большинства зарубежных компаний, которые не занимались в таком объеме разработкой ледостойких морских сооружений и технологий работы во льдах.

Опыт российских нефтегазодобывающих и судостроительных компаний, полученный применительно к условиям шельфа о. Сахалин, Северного Каспия, Печорского моря, является недостаточным уже при переходе в Карское море и, тем более, для районов Восточной Арктики. Требуется создание морской техники принципиально новых типов, включая основанную на применении преимущественно подводно-подледных технологий. При этом подводные технологии, применяемые за рубежом, не могут быть в полной мере использованы на замерзающем шельфе, поскольку наличие ледового покрова затрудняет или даже полностью исключает возможность оперативного доступа для обслуживания и ремонта подводного оборудования. В условиях круглогодичного ледового покрова необходима также разработка новых технологий монтажа подводного оборудования.

Дополнительные сложности освоения арктических месторождений обусловлены слабым развитием береговой инфраструктуры и особой экологической чувствительностью региона. Эти обстоятельства формируют совокупность специфических требований к морским техническим средствам, и, как показывает опыт международного сотрудничества, зарубежные нефтегазодобывающие и операционные компании, привлекаемые к участию в перспективных российских проектах на континентальном шельфе, не в состоянии ни обеспечить полное удовлетворение этим требованиям только на основании адаптации собственных технологий, ни выполнить весь цикл работ по обустройству и обеспечению эксплуатации месторождений в ледовых условиях.

По совокупным оценкам российских нефтегазовых компаний, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн. т нефти и до 200 млрд. м3 газа в год. Наиболее существенная доля российского гражданского судостроения в ближайшие десятилетия будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки и добычи (включая транспортировку) углеводородов. Очередность развертывания работ по месторождениям не имеет принципиального значения для судостроения, поскольку номенклатура требуемых морских технических средств достаточно близка. Более того, поскольку при любом сценарии работы будут осуществляться практически во всех регионах (Охотское море на Дальнем Востоке, Баренцево и Карское моря в Арктике, Северный Каспий, Черное море), имеется возможность производственной загрузки судостроительных организаций, расположенных в этих регионах.

Освоение морских месторождений с наиболее сложными комплексными условиями обусловливает ряд принципиально новых технологических решений в части добычи и промысловой подготовки продукта, обеспечивающих максимальную эффективность.

Для газовых, так и для нефтяных месторождений, расположенных на акваториях с тяжелым ледовым режимом, перспективным направлением является использование подводных судов для разведки и подводных добычных комплексов для освоения.

Таким образом, на долгосрочную перспективу (20 - 30 лет) применительно к условиям российского шельфа можно определить следующие основные тренды развития морской шельфовой техники:

рост глубины переработки пластового продукта на морских платформах вплоть до получения нефтепродуктов или синтетического топлива с последующей его транспортировкой судами в районы потребления;

постепенный переход к подводным (подледным) технологиям освоения шельфовых месторождений на всех этапах - от разведки до переработки.

Основная доля потенциальных ресурсов сосредоточена в морях и на побережье Северного Ледовитого океана. По тяжести природно-климатических условий (в первую очередь, ледовых) в районах расположения перспективных морских месторождений они не имеют аналогов в мировой практике.

Российской промышленностью уже накоплен определенный опыт создания сложных морских технических средств, в том числе предназначенных для работы в ледовых условиях. Такой опыт практически отсутствует у большинства зарубежных компаний, которые не занимались в таком объеме разработкой ледостойких морских сооружений и технологий работы во льдах.

Поэтому данный сектор рынка для России имеет первостепенное значение. Высокий уровень нашей конкурентоспособности здесь определяется не экономическими показателями, а в первую очередь наличием ледовых технологий.

Суммарный портфель заказов на технические средства освоения континентального шельфа с началом реальных широкомасштабных работ по освоению нефтегазовых месторождений на ближайшие 10 лет для российских организаций может составить около 1 трлн. руб., что составляет 100% внутреннего рынка на морские платформы и более 80% на обеспечивающие суда.