Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

3.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Включение в состав Программы подпрограммы "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли" определяется целью Программы, состоящей в достижении принципиального изменения стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России.

Достижение указанной цели невозможно без создания новых производственных мощностей, обеспечивающих строительство современной конкурентоспособной морской техники гражданского назначения.

Принципиальное отличие генерального направления развития отечественного судостроения - ориентация на сложную технику, как в военном кораблестроении, так и в гражданском судостроении (одна и та же технологическая структура судостроительных заводов). В период пика развития отечественного судостроения в 80-е годы прошлого века потребность страны в морских транспортных судах покрывалась на 50% судами, построенными странами - членами Совета экономической взаимопомощи, еще 40% объема гражданской продукции судостроения производилось в организациях Украины.

На сегодняшний день в России отсутствуют мощности, позволяющие создавать современные суда дедвейтом более 100 тыс. тонн, т.к. после распада СССР все эти мощности остались в Украине. В то же время данный сегмент рынка является наиболее востребованным отечественными заказчиками. В последние 10 лет потребности отечественных заказчиков удовлетворяются судостроением отрасли примерно на 6 - 7%, хотя по техническим возможностям российского судостроения эта доля могла бы составить 30 - 40 и более процентов. Именно это обстоятельство и определяет основные целевые установки Программы - принципиально повысить долю России на мировом рынке.

Вместе с тем, в результате специализации на сложную технику, а также требований во времена СССР к созданию военной техники, сложилась производственная структура, характерная для универсального завода. В связи с этим коренная перестройка заводов на структуру верфи представляется практически нереальной. При этом, как уже указывалось неоднократно, сфера интересов отечественных производителей - это сложная морская техника и массовые суда и плавсредства для внутренних водных путей. Типовые суда (сухогрузы, танкеры, прочие транспортные суда), которые строятся в странах Юго-Восточной Азии в серийном режиме (почти на конвейере), естественно, по более низкой стоимости, чем это возможно в Европе и России. В данной нише мы не сможем конкурировать с нашими азиатскими партнерами по себестоимости продукции.

Необходимость создания новых организаций (верфей) для строительства крупнотоннажных транспортных судов и средств освоения месторождений углеводородов обусловлена следующими обстоятельствами:

существующие судоспусковые сооружения судостроительных организаций России являются морально и физически устаревшими сооружениями (самый "молодой" из крупных судостроительных заводов - открытое акционерное общество "Выборгский судостроительный завод" - был основан в 1947 году), наклонные стапели обеспечивают спуск только судов дедвейтом до 70000 т;

существующие крупные судостроительные организации, специализированные на строительстве боевых надводных кораблей и подводных лодок, имеют избыточную для гражданского судостроения инфраструктуру, что делает их неконкурентоспособными;

высокий износ активной части основных производственных фондов организаций (технологического и подъемно-транспортного оборудования), низкий уровень автоматизации производственных процессов, управления, планирования и материально-технического снабжения не отвечают современным требованиям к организации и технологии производства.

Действующие производственные мощности в российском судостроении за последние 5 лет характеризуются следующими показателями:

1. Средний ежегодный выпуск кораблей и судов составил:

около ..... тысяч тонн по водоизмещению порожнем;

около ... тысяч тонн по металлообработке в корпусообрабатывающем производстве.

2. Средний ежегодный выпуск основной морской техники гражданского назначения по водоизмещению порожнем составил:

25 тыс. тонн по добывающим платформам и плавучим буровым установкам;

10 тыс. тонн по крупнотоннажным морским транспортным судам;

7 тыс. тонн по прочим морским транспортным судам;

7 тыс. тонн по транспортным судам смешанного и внутреннего плавания;

0,5 тыс. тонн по промысловым судам.

3. Средний ежегодный выпуск основной морской техники гражданского назначения по металлообработке в корпусообрабатывающем производстве составил:

20 тыс. тонн по добывающим платформам и плавучим буровым установкам;

8 тыс. тонн по крупнотоннажным морским транспортным судам;

5 тыс. тонн по прочим морским транспортным судам;

5 тыс. тонн по транспортным судам смешанного и внутреннего плавания;

0,5 тыс. тонн по промысловым судам.

В дальнейшем при сохранении мощностей на прежнем уровне доля выпуска морской техники гражданского назначения по этому показателю должна была уменьшаться в связи с развертыванием реализации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы. Однако, в результате реализации Подпрограммы и связанных с этим созданием новых мощностей и ростом производительности труда потенциальное сокращение объемов выпуска гражданской морской техники будет не только компенсировано, но и будет достигнут значительный рост выпуска морской техники гражданского назначения.