Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

На протяжении последних лет в России реализуется курс на внедрение в процесс государственного управления современных инструментов стратегического планирования и управления, ориентированных на управление по результатам (программно-целевой подход). На программную структуру переходит процесс формирования федерального бюджета.

Переход на инновационную модель развития России возможен при условии модернизации подходов к организации управления, в том числе и в государственной сфере. В настоящее время значительная часть программных инициатив реализуется в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, что сужает возможности для эффективного применения всех инструментов.

Значительное число соисполнителей и максимальная вовлеченность региональных органов исполнительной власти в реализацию Программы говорит о критической важности вопросов межведомственной координации и выстраивания единого механизма управления для успешной реализации Программы. Это означает необходимость явного выделения функции управления и связанных с ней мероприятий в отдельную Подпрограмму. При реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" целесообразно применение проектного подхода к управлению, формирование специализированных органов управления Программой, выделение в отдельные мероприятия действий, направленных на создание и поддержку функционирования инструментов управления в здравоохранении.

В рамках реализации Государственной программы необходимо создание эффективной системы информационно-аналитического обеспечения принятия решений. В условиях глобальной конкуренции (в том числе и конкуренции за привлечение и удержание человеческого капитала) необходимо существенно повысить возможности оперативного реагирования на изменение ситуации, максимально сократить сроки получения информации о ходе реализации Программы. Это возможно сделать только при выработке единой централизованной политики информационного обеспечения.

В рамках перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования должны быть созданы управленческие механизмы, определяющие развитие федеральных государственных учреждений. Большинство современных научно-исследовательских проектов носит межведомственный и междисциплинарный характер, таким образом, становится неактуальным деление учреждений по видам деятельности (образовательные, научные и лечебные) и, как следствие, управление видами деятельности. Необходимо рассматривать федеральные государственные учреждения как сосредоточение различных компетенций в рамках единого коллектива профессионалов. Для эффективной реализации научного потенциала каждое из учреждений должно иметь определенные цели, а также возможности для их достижения (инфраструктуру), объединенные в единую стратегию развития. По мере выработки указанных сценарных решений внутренняя структура Государственной программы будет претерпевать определенные изменения.

С учетом принятия Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года, Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года и в целях модернизации сферы здравоохранения, направленной на повышение эффективности и качества оказания медицинских услуг, с учетом перехода на "эффективный контракт", в 2013 году будут разработаны региональные программы развития здравоохранения, а также планы перспективного развития подведомственных Минздраву России, ФМБА России, РАМН федеральных учреждений, осуществляющие медицинскую, научную и образовательную деятельность. Отдельной проблемой, согласно Концепции долгосрочного развития, является недостаточная приспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с лагом в несколько лет. Формы государственного статистического наблюдения позволяют оценить качество проводимых мероприятий, что особенно актуально для мероприятий, являющихся новыми для российской системы здравоохранения (например, паллиативная помощь). В связи с этим необходимо изменение аналитичности форм государственного статистического наблюдения, чтобы они могли быть в полной мере соотнесены с проводимыми в рамках реализации Государственной программы мероприятиями, отражали взаимное влияние проводимых мероприятий и порядков оказания медицинской помощи. В той же мере данная проблема относится и к аналитичности бюджетного процесса.

Как следствие, Государственная программа, являясь основным управленческим документом развития здравоохранения в масштабах государства, может и должна быть поэтапно переструктурирована по мере формирования необходимых аналитических признаков в соответствии с утвержденной структурой Программы. Соответственно, предполагается в течение 2013 - 2014 годов пересмотр объемов и распределения средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы. Имеющиеся в настоящее время финансовые инструменты не позволяют выделять финансирование по отдельным мероприятиям Программы. Реализация мероприятий Государственной программы требует поэтапного повышения аналитичности финансовой структуры ее подпрограмм и возможного перераспределения финансовых потоков между мероприятиями в зависимости от их эффективности и влияния на достижение показателей Государственной программы.