Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Оказание медико-санитарной помощи работникам предприятий с особо опасными условиями труда, следуя принципам современного здравоохранения и, являясь одним из приоритетных направлений деятельности ФМБА России, требует постоянного совершенствования и дальнейшего развития.

Наделение Федерального медико-биологического агентства дополнительными полномочиями способствовало совершенствованию основных направлений деятельности в области медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения, проживающего в районах их расположения.

Необходимо отметить, что в 2009 году Агентство наделено еще одной важнейшей функцией - по медико-санитарному и медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

Особенность медицинской помощи, оказываемой Агентством, состоит в том, что оно осуществляет обслуживание:

- контингента, работающего в стратегических отраслях промышленности (ракетно-космической, атомной, химического и биологического комплекса, водного транспорта);

- населения, проживающего вблизи предприятий стратегических отраслей промышленности;

- контингента, попадающего в экстремальные ситуации в результате аварий и инцидентов, происшествий, терактов и др.;

- спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

Федеральное медико-биологическое агентство обслуживает около 1000 предприятий с вредными и опасными производственными факторами.

Специфическим направлением деятельности, отличающим ФМБА России от общей системы здравоохранения, является промышленное здравоохранение - раздел государственного здравоохранения, представляющий комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников предприятий.

Задачами промышленного здравоохранения являются: оказание высококвалифицированной медико-санитарной помощи работающим с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма, сохранения трудоспособности работающих и обеспечение постоянной готовности к оказанию медицинской помощи в условиях возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций на обслуживаемых предприятиях.

Ключевым звеном промышленного здравоохранения в системе ФМБА России является цеховая служба, сохраненная и полноценно работающая в комплексе с психофизиологической службой и службой санитарно-эпидемиологического надзора, врачами по гигиене труда, по радиационной гигиене, проводящими совместные мероприятия по профилактике профпатологии.

Важной составляющей промышленного здравоохранения ФМБА России являются центры профпатологии. Сегодня в системе ФМБА России функционируют 10 центров профпатологии по всем основным профилирующим факторам и 405 профпатологических коек.

Центры профпатологии ФМБА России обеспечивают выполнение основной задачи - проведение углубленного обследования, экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией у лиц, работающих в опасных условиях труда и условиях воздействия вредных производственных факторов.

Ежегодно в среднем на 50 - 60 предприятиях, работники которых подвергались воздействию вредных производственных факторов, фиксируются профессиональные заболевания, в среднем до 300 новых случаев в год.

Наибольшее количество профессиональных заболеваний обусловлено воздействием таких факторов, как шум и вибрация, а также химический фактор.

Медико-санитарное обеспечение персонала и населения при радиационной или химической аварии входит в состав неотложных мероприятий, проводимых в кратчайшие сроки: спасение людей и оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим, предупреждение разноса радиактивных и химических загрязнений за пределы территорий особого режима, введение и организация соблюдения на этих территориях санитарно-гигиенических ограничений для предотвращения переоблучения или отравления, предупреждение возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Решение данной задачи направлено на повышение готовности медицинской службы системы ФМБА России к преодолению последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Свою деятельность ФМБА России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На обслуживаемых территориях и объектах учреждения и организации ФМБА России обеспечивают функционирование всех созданных Минздравом России функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последнее десятилетие в Российской Федерации отмечается ухудшение медико-демографической ситуации, особенно среди лиц трудоспособного возраста. Отмечается резкий рост заболеваемости, инвалидности, смертности трудоспособного населения, ухудшение репродуктивного здоровья. Поэтому приоритетным направлением государственной социальной политики становится сохранение и укрепление важнейшей производительной силы общества - его трудовых ресурсов, которые определяют экономическое развитие и национальную безопасность страны.

Для оценки демографической ситуации на отдельных территориях, медико-санитарное обеспечение которых осуществляет ФМБА России, проведен анализ демографических показателей в закрытых административно-территориальных образованиях и 10 городах - спутниках атомных электростанций. Демографическая ситуация на указанных территориях отражает общие тенденции в стране и характеризуется естественной убылью населения. В большинстве городов отмечается отрицательный естественный прирост населения.

Несмотря на увеличение численности населения в закрытых административно-территориальных образованиях и сокращение в городах - спутниках атомных электростанций, процентное соотношение детей, работающих и неработающих лиц остается стабильным.

Численность детей в закрытых административно-территориальных образованиях и городах - спутниках атомных электростанций за анализируемый период практически не изменилась и составила 16 - 17% от численности всего населения закрытых административно-территориальных образований и городов - спутников атомных электростанций соответственно. По России в целом этот показатель равен 20%.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с поручением Президента РФ от 01.11.2013 N Пр-2573 утверждены Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Основные проблемы государственной политики в области обеспечения медико-санитарного обеспечения отдельных категорий граждан определены Основами государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года по решению актуальных задач в области усиления защиты персонала, населения и окружающей среды, Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период 2010 года и дальнейшую перспективу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации" определены проблемы медико-санитарной защиты населения и окружающей среды. Вопросы и проблемы космической медицины отражены в Федеральной комической программе на 2006 - 2015 годы.

Мероприятия 10.4 "Развитие и внедрение инновационных технологий в сфере защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы, а также обеспечение безопасности пилотируемых космических программ, водолазных и кессонных работ" в первую очередь направлены на решения проблемных вопросов, определенных вышеуказанными документами.

Целевая программа ведомства "Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011 - 2013 годы" (далее - ведомственная программа) направлена на реализацию перечня практических мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию оказания указанных государственных услуг, включая мероприятия по медико-биологическому и медико-санитарному обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации - участников Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.

Развитие инновационных медико-биологических технологий в спорте высших достижений за рубежом дает соперникам российских олимпийцев неоспоримые преимущества. Так, например, в Королевстве Нидерланды одним из этапов развития спортивной медицины стала организация в учреждениях здравоохранения отделений спортивной медицины, которые включают физиолаборатории для диагностики и контроля за состоянием здоровья спортсменов. Контроль за состоянием здоровья профессиональных спортсменов осуществляют спортивно-медицинские консультационные центры, равномерно распределенные по всей стране и осуществляющие решение лечебно-профилактических задач, а также оснащенные всем необходимым для выполнения различных видов физической нагрузки спортсменов.

В Великобритании медицинское обеспечение спортсменов осуществляется медицинскими и научными институтами: Институты спорта Соединенного Королевства - сеть центров и экспертных групп, Английский институт спорта - национальная медицинская сеть по оказанию услуг и научным исследованиям, Национальный институт спортивной медицины - специализированная база данных о специалистах, оборудовании и оказываемых услугах, Британский олимпийский медицинский центр - всестороннее обслуживание спортсменов, тренеров и сотрудников органов управления олимпийским движением, Олимпийский медицинский институт - оказывает услуги преимущественно олимпийцам, спортсменам мирового класса и другим профессиональным спортсменам.

Имеющиеся отечественные медико-биологические разработки, положительно зарекомендовавшие себя в практике здравоохранения, в том числе в центрах ФМБА России, при их адаптации под задачи спорта высших достижений, могут составить реальную конкуренцию зарубежным аналогам, а по некоторым направлениям - и превзойти.

Учитывая изложенное, решение указанных задач требует реализации комплекса мер организационно-нормативного, материально-технического, научного, кадрового и координационного характера с учетом имеющегося мирового опыта.

Таким образом, эффективное медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации может быть обеспечено лишь при использовании программно-целевого метода.