Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074
Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов,
утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074
┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Вопросы │ Комментарии Министерства здравоохранения │
│ │ Российской Федерации и Федерального фонда │
│ │ обязательного медицинского страхования │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│С 2013 года некоторые направления│ Стоимость утвержденных в субъектах│
│приоритетного национального проекта│Российской Федерации территориальных│
│"Здоровье" включены в базовую программу│программ обязательного медицинского│
│обязательного медицинского страхования│страхования в рамках базовой программы│
│(расходы на финансовое обеспечение│обязательного медицинского страхования в│
│оказания дополнительной медицинской│2012 году составила 611,8 млрд. рублей. │
│помощи, оказываемой врачами-терапевтами│ Стоимость базовой программы обязательного│
│участковыми, врачами-педиатрами│медицинского страхования на 2013 год в│
│участковыми, врачами общей практики│соответствии с Федеральным законом "О│
│(семейными врачами), медицинскими сестрами│бюджете Федерального фонда обязательного│
│участковыми врачей-терапевтов участковых,│медицинского страхования на 2013 год и на│
│врачами-педиатрами участковых,│плановый период 2014 и 2015 годов"│
│медицинскими сестрами врачей общей│составляет 985,4 млрд. рублей. Предусмотрено│
│практики (семейных врачей), а также│увеличение на 373,6 млрд. рублей, что│
│медицинским персоналом фельдшерско-│позволяет осуществить расходы на: │
│акушерских пунктов, врачами, фельдшерами и│ - применение вспомогательных│
│медицинскими сестрами скорой медицинской│репродуктивных технологий│
│помощи и другие направления). │(экстракорпорального оплодотворения), │
│ Каким образом будет осуществляться│ - выплаты врачам-терапевтам участковым,│
│финансовое обеспечение этих расходов? │врачам-педиатрам участковым, врачам общей│
│ │практики (семейным врачам), медицинским│
│ │сестрам врачей-терапевтов участковых,│
│ │врачам-педиатрам участковым, медицинским│
│ │сестрам врачей общей практики (семейных│
│ │врачей), а также медицинскому персоналу│
│ │фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,│
│ │фельдшерам и медицинским сестрам скорой│
│ │медицинской помощи. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Могут ли территориальные нормативы объема│ Программой государственных гарантий│
│медицинской помощи и нормативы финансовых│бесплатного оказания гражданам медицинской│
│затрат на единицу объема медицинской│помощи установлены средние нормативы объема│
│помощи отличаться от нормативов,│медицинской помощи, средние нормативы│
│установленных Программой государственных│финансовых затрат на единицу объема│
│гарантий на 2013 год? │медицинской помощи, средние подушевые│
│ │нормативы финансирования. │
│ │ При формировании территориальной│
│ │программы государственных гарантий и│
│ │установлении территориальных нормативов│
│ │объема медицинской помощи учитываются│
│ │особенности половозрастного состава│
│ │населения субъекта Российской Федерации,│
│ │уровень и структура заболеваемости населения│
│ │субъекта Российской Федерации, основанные на│
│ │данных медицинской статистики, а также│
│ │климатические и географические особенности│
│ │региона и транспортная доступность│
│ │медицинских организаций. │
│ │ В случае установления иного значения│
│ │норматива, чем значение, предусмотренное│
│ │Программой государственных гарантий,│
│ │норматив, установленный территориальной│
│ │программой государственных гарантий,│
│ │обосновывается конкретными факторами -│
│ │уровнем госпитализированной заболеваемости│
│ │населения, демографическими особенностями│
│ │региона, уровнем территориальной доступности│
│ │бюджетных услуг (плотность транспортных│
│ │путей постоянного действия, расселение и│
│ │проживание жителей в труднодоступных, горных│
│ │районах, районах с ограниченными сроками│
│ │завоза груза, доля населения, проживающего в│
│ │мелких населенных пунктах) и другими. │
│ │ В случае невозможности установления│
│ │территориальных нормативов, соответствующих│
│ │установленным Программой государственных│
│ │гарантий, возможно установление│
│ │территориальных нормативов в соответствии со│
│ │спецификой региона, учитывая положение│
│ │статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ об│
│ │установлении средних нормативов. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Норматив объема медицинской помощи в│ С учетом того, что фактическое число│
│стационарных условиях, установленный│койко-дней в круглосуточных стационарах в│
│Программой государственных гарантий на│2011 году (2,658) ниже установленного│
│2013 год (2,558 койко-дней на 1 жителя,│норматива (2,78), а также ежегодной│
│по ОМС - 1,74 койко-дней на 1│тенденции к снижению фактически выполненных│
│застрахованного), сокращен по сравнению с│койко-дней, норматив на 2013 год установлен│
│2012 годом (2,78 койко-дней на 1 жителя,│2,635 койко-дня с учетом паллиативной│
│по ОМС - 1,894 койко-дней на 1│медицинской помощи, что соответствует│
│застрахованного). Не приведет ли это к│фактическому значению 2011 года и│
│необходимости сокращения в регионах коек и│наблюдаемым тенденциям. │
│врачей? │ Сокращение объема стационарной│
│ │медицинской помощи в субъекте Российской│
│ │Федерации возможно осуществлять за счет│
│ │более эффективного использования коечного│
│ │фонда (перепрофилизации и реструктуризации│
│ │коечного фонда), сокращения средней│
│ │длительности пребывания больного на койке в│
│ │соответствии со стандартами медицинской│
│ │помощи и увеличения оборота койки, а не за│
│ │счет необоснованного сокращения коек. │
│ │ Наряду с перепрофилизацией и│
│ │реструктуризацией коечного фонда должны│
│ │активнее развиваться стационарозамещающие│
│ │технологии. В Программе государственных│
│ │гарантий на 2013 год предусмотрено│
│ │значительное увеличение объема медицинской│
│ │помощи, оказываемой в условиях дневных│
│ │стационаров, с 0,59 пациенто-дней на 1│
│ │жителя в 2012 году до 0,63 пациенто-дней на│
│ │1 жителя в 2013 году, в том числе в рамках│
│ │базовой программы обязательного медицинского│
│ │страхования, с 0,49 пациенто-дней на 1│
│ │застрахованное лицо в 2012 году до 0,59│
│ │пациенто-дней на 1 застрахованное лицо в│
│ │2013 году. │
│ │ С учетом внедрения с 2013 года порядков│
│ │оказания медицинской помощи, изменение│
│ │норматива койко-дней не повлечет за собой│
│ │изменения численности врачей. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ В Программе государственных гарантий│ Анализ выполнения объемов медицинской│
│на 2013 год установлены новые единицы│помощи в амбулаторных условиях в рамках│
│планирования объема амбулаторной│территориальных программ государственных│
│медицинской помощи: посещение с│гарантий в 2011 году показывает исполнение│
│профилактической целью, посещение по│показателя уровне 9,46 посещений на 1 жителя│
│неотложной медицинской помощи и обращение│при установленном нормативе 9,7 посещений, в│
│по поводу заболевания. Не приведет ли это│разрезе субъектов Российской Федерации│
│к сокращению объема амбулаторной│минимальный показатель - 6,1; максимальный -│
│медицинской помощи? │14,1 посещений на 1 жителя. В 60 субъектах│
│ │Российской Федерации установленный на 2011│
│ │год норматив не выполнен и в среднем│
│ │составлял 8,6 посещений на 1 жителя. │
│ │ Утверждение норматива посещений,│
│ │превышающего возможности медицинских│
│ │организаций, мотивирует установление неверных│
│ │ориентиров для врачей, что приводит к│
│ │завышению показателей и недостоверной│
│ │отчетности. │
│ │ В Программе государственных гарантий на│
│ │2013 год установлены средние значения│
│ │норматива объема амбулаторной медицинской│
│ │помощи, с учетом кратности посещений в одном│
│ │обращении в связи с заболеванием (от 2,6 до│
│ │3,2) объем амбулаторной медицинской помощи│
│ │на 1 человека на 2013 год составит от 8,35│
│ │до 9,61 посещений, что позволит субъектам│
│ │Российской Федерации учитывать особенности│
│ │своих регионов и не снижать доступность│
│ │амбулаторной медицинской помощи. │
│ │ Таким образом, для большинства субъектов│
│ │Российской Федерации установленный норматив│
│ │означает увеличение количества посещений. │
│ │ Количество посещений не является│
│ │критерием определения качества оказываемой│
│ │медицинской помощи и не обуславливает другие│
│ │показатели качества. │
│ │ Программой установлены эффективные│
│ │способы оплаты медицинской помощи на│
│ │прикрепленное население с учетом оценки,│
│ │достигнутых показателей, характеризующих│
│ │качество предоставления медицинской помощи│
│ │и мотивирующих медицинский персонал повышать│
│ │уровень качества медицинской помощи. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ С 2013 года скорая, в том числе│ Программой государственных гарантий на│
│скорая специализированная, медицинская│2013 год установлен средний норматив объема│
│помощь включена в базовую программу│скорой медицинской помощи, который позволит│
│обязательного медицинского страхования.│субъектам Российской Федерации установить│
│Как изменились норматив объема скорой│территориальный норматив с учетом│
│медицинской помощи и норматив финансовых│особенностей каждого региона. │
│затрат на 1 вызов скорой медицинской│ Фактическая стоимость 1-го вызова скорой│
│помощи в 2013 году? │медицинской помощи в 2011 году составляла│
│ │991,9 рубля. Норматив, установленный│
│ │Программой государственных гарантий на 2013│
│ │год, увеличен на 443,7 рубля и составляет│
│ │1435,6 рублей на 1 вызов скорой медицинской│
│ │помощи за счет средств обязательного│
│ │медицинского страхования. │
│ │ Кроме того, на 38,9% увеличен норматив│
│ │расхода на оказание медицинской помощи,│
│ │оказываемой в иных условиях, включающий│
│ │расходы на санитарную авиацию. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ Как изменились подушевые нормативы│ Подушевой норматив финансирования│
│финансирования Программы государственных│Программы государственных гарантий на 2012│
│гарантий в 2013 году по сравнению с 2012│год составлял 7633,4 рубля, на 2013 год он│
│годом? │увеличен на 18,3% и составляет 9032,5 рубля,│
│ │в 2014 и 2015 годах - 10294,4 рубля и│
│ │12096,7 рубля соответственно. │
│ │ Подушевой норматив финансирования│
│ │Программы государственных гарантий за счет│
│ │средств обязательного медицинского│
│ │страхования в 2013 году увеличен на 44,8%│
│ │по сравнению с 2012 годом и составляет│
│ │5942,5 рубля на 1 застрахованного (в 2012│
│ │году - 4102,9 рубля), что связано с│
│ │переходом на одноканальное финансирование│
│ │медицинской помощи за счет средств│
│ │обязательного медицинского страхования. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ В субъектах Российской Федерации│ При формировании федерального бюджета│
│уровень заработной платы врачей,│предусмотрено выделение средств субъектам│
│оказывающих медицинскую помощь при│Российской Федерации для повышения│
│социально значимых заболеваниях и│заработной платы по Указу Президента N 597│
│работающих в медицинских организациях, не│"О мероприятиях по реализации│
│участвующих в территориальной программе│государственной социальной политики" в│
│ОМС, существенно ниже заработной платы их│объеме 100 млрд. рублей. │
│коллег, оказывающих медицинскую помощь в│ │
│рамках территориальной программы ОМС.│ │
│Какие меры предпринимаются по повышению│ │
│заработной платы этих специалистов? │ │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│При формировании и экономическом│ В соответствии с Федеральным законом от│
│обосновании территориальной программы│29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном│
│обязательного медицинского страхования│медицинском страховании в Российской│
│следует ли учитывать объемы медицинской│Федерации", объемы предоставления│
│помощи, оказанной застрахованных лицам за│медицинской помощи, установленные│
│пределами данного субъекта Российской│территориальной программой обязательного│
│Федерации, а также объемы медицинской│медицинского страхования субъекта Российской│
│помощи, оказанной застрахованным лицам,│Федерации, в котором застрахованным лицам│
│получившим полис обязательного│выдан полис обязательного медицинского│
│медицинского страхования в других│страхования, включают в себя объемы│
│субъектах Российской Федерации? │предоставления медицинской помощи данным│
│ │застрахованным лицам за пределами территории│
│ │этого субъекта Российской Федерации. │
│ │ При этом объемы медицинской помощи,│
│ │оказанной застрахованным лицам, получившим│
│ │полис обязательного медицинского страхования│
│ │за пределами субъекта Российской Федерации,│
│ │не учитываются при формировании│
│ │территориальной программы обязательного│
│ │медицинского страхования. Порядок│
│ │осуществления расчетов за медицинскую│
│ │помощь, оказанную застрахованным лицам за│
│ │пределами территории субъекта Российской│
│ │Федерации, в котором выдан полис│
│ │обязательного медицинского страхования,│
│ │определяется правилами обязательного│
│ │медицинского страхования. │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Включается ли объем медицинской помощи,│ В соответствии со статьей 37 Федерального│
│оказываемой по профилю "медицинская│закона N 323-ФЗ с 2013 года медицинская│
│реабилитация", в общий норматив│помощь организуется и оказывается в│
│стационарной помощи по территориальной│соответствии с порядками оказания│
│программе государственных гарантий? │медицинской помощи, обязательными для│
│ │исполнения на территории Российской│
│ │Федерации всеми медицинскими организациями,│
│ │а также на основе стандартов медицинской│
│ │помощи. │
│ │ Медицинская реабилитация больных с│
│ │заболеваниями системы кровообращения,│
│ │нервной системы и другими заболеваниями│
│ │осуществляется как этап в общем процессе│
│ │лечения заболеваний в соответствии с│
│ │порядками оказания медицинской помощи и на│
│ │основе стандартов медицинской помощи. │
│ │ С учетом изложенного, объем медицинской│
│ │помощи по профилю "медицинская реабилитация"│
│ │включается в объем стационарной помощи по│
│ │соответствующему профилю медицинской помощи│
│ │и в общий норматив стационарной помощи по│
│ │территориальной программе государственных│
│ │гарантий. │
└──────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей