Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074

Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов,

утвержденной постановлением Правительства

Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074

┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│ Вопросы │ Комментарии Министерства здравоохранения │

│ │ Российской Федерации и Федерального фонда │

│ │ обязательного медицинского страхования │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│С 2013 года некоторые направления│ Стоимость утвержденных в субъектах│

│приоритетного национального проекта│Российской Федерации территориальных│

│"Здоровье" включены в базовую программу│программ обязательного медицинского│

│обязательного медицинского страхования│страхования в рамках базовой программы│

│(расходы на финансовое обеспечение│обязательного медицинского страхования в│

│оказания дополнительной медицинской│2012 году составила 611,8 млрд. рублей. │

│помощи, оказываемой врачами-терапевтами│ Стоимость базовой программы обязательного│

│участковыми, врачами-педиатрами│медицинского страхования на 2013 год в│

│участковыми, врачами общей практики│соответствии с Федеральным законом "О│

│(семейными врачами), медицинскими сестрами│бюджете Федерального фонда обязательного│

│участковыми врачей-терапевтов участковых,│медицинского страхования на 2013 год и на│

│врачами-педиатрами участковых,│плановый период 2014 и 2015 годов"│

│медицинскими сестрами врачей общей│составляет 985,4 млрд. рублей. Предусмотрено│

│практики (семейных врачей), а также│увеличение на 373,6 млрд. рублей, что│

│медицинским персоналом фельдшерско-│позволяет осуществить расходы на: │

│акушерских пунктов, врачами, фельдшерами и│ - применение вспомогательных│

│медицинскими сестрами скорой медицинской│репродуктивных технологий│

│помощи и другие направления). │(экстракорпорального оплодотворения), │

│ Каким образом будет осуществляться│ - выплаты врачам-терапевтам участковым,│

│финансовое обеспечение этих расходов? │врачам-педиатрам участковым, врачам общей│

│ │практики (семейным врачам), медицинским│

│ │сестрам врачей-терапевтов участковых,│

│ │врачам-педиатрам участковым, медицинским│

│ │сестрам врачей общей практики (семейных│

│ │врачей), а также медицинскому персоналу│

│ │фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,│

│ │фельдшерам и медицинским сестрам скорой│

│ │медицинской помощи. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│Могут ли территориальные нормативы объема│ Программой государственных гарантий│

│медицинской помощи и нормативы финансовых│бесплатного оказания гражданам медицинской│

│затрат на единицу объема медицинской│помощи установлены средние нормативы объема│

│помощи отличаться от нормативов,│медицинской помощи, средние нормативы│

│установленных Программой государственных│финансовых затрат на единицу объема│

│гарантий на 2013 год? │медицинской помощи, средние подушевые│

│ │нормативы финансирования. │

│ │ При формировании территориальной│

│ │программы государственных гарантий и│

│ │установлении территориальных нормативов│

│ │объема медицинской помощи учитываются│

│ │особенности половозрастного состава│

│ │населения субъекта Российской Федерации,│

│ │уровень и структура заболеваемости населения│

│ │субъекта Российской Федерации, основанные на│

│ │данных медицинской статистики, а также│

│ │климатические и географические особенности│

│ │региона и транспортная доступность│

│ │медицинских организаций. │

│ │ В случае установления иного значения│

│ │норматива, чем значение, предусмотренное│

│ │Программой государственных гарантий,│

│ │норматив, установленный территориальной│

│ │программой государственных гарантий,│

│ │обосновывается конкретными факторами -│

│ │уровнем госпитализированной заболеваемости│

│ │населения, демографическими особенностями│

│ │региона, уровнем территориальной доступности│

│ │бюджетных услуг (плотность транспортных│

│ │путей постоянного действия, расселение и│

│ │проживание жителей в труднодоступных, горных│

│ │районах, районах с ограниченными сроками│

│ │завоза груза, доля населения, проживающего в│

│ │мелких населенных пунктах) и другими. │

│ │ В случае невозможности установления│

│ │территориальных нормативов, соответствующих│

│ │установленным Программой государственных│

│ │гарантий, возможно установление│

│ │территориальных нормативов в соответствии со│

│ │спецификой региона, учитывая положение│

│ │статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ об│

│ │установлении средних нормативов. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│Норматив объема медицинской помощи в│ С учетом того, что фактическое число│

│стационарных условиях, установленный│койко-дней в круглосуточных стационарах в│

Программой государственных гарантий на│2011 году (2,658) ниже установленного│

│2013 год (2,558 койко-дней на 1 жителя,│норматива (2,78), а также ежегодной│

│по ОМС - 1,74 койко-дней на 1│тенденции к снижению фактически выполненных│

│застрахованного), сокращен по сравнению с│койко-дней, норматив на 2013 год установлен│

│2012 годом (2,78 койко-дней на 1 жителя,│2,635 койко-дня с учетом паллиативной│

│по ОМС - 1,894 койко-дней на 1│медицинской помощи, что соответствует│

│застрахованного). Не приведет ли это к│фактическому значению 2011 года и│

│необходимости сокращения в регионах коек и│наблюдаемым тенденциям. │

│врачей? │ Сокращение объема стационарной│

│ │медицинской помощи в субъекте Российской│

│ │Федерации возможно осуществлять за счет│

│ │более эффективного использования коечного│

│ │фонда (перепрофилизации и реструктуризации│

│ │коечного фонда), сокращения средней│

│ │длительности пребывания больного на койке в│

│ │соответствии со стандартами медицинской│

│ │помощи и увеличения оборота койки, а не за│

│ │счет необоснованного сокращения коек. │

│ │ Наряду с перепрофилизацией и│

│ │реструктуризацией коечного фонда должны│

│ │активнее развиваться стационарозамещающие│

│ │технологии. В Программе государственных│

│ │гарантий на 2013 год предусмотрено│

│ │значительное увеличение объема медицинской│

│ │помощи, оказываемой в условиях дневных│

│ │стационаров, с 0,59 пациенто-дней на 1│

│ │жителя в 2012 году до 0,63 пациенто-дней на│

│ │1 жителя в 2013 году, в том числе в рамках│

│ │базовой программы обязательного медицинского│

│ │страхования, с 0,49 пациенто-дней на 1│

│ │застрахованное лицо в 2012 году до 0,59│

│ │пациенто-дней на 1 застрахованное лицо в│

│ │2013 году. │

│ │ С учетом внедрения с 2013 года порядков│

│ │оказания медицинской помощи, изменение│

│ │норматива койко-дней не повлечет за собой│

│ │изменения численности врачей. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│ В Программе государственных гарантий│ Анализ выполнения объемов медицинской│

│на 2013 год установлены новые единицы│помощи в амбулаторных условиях в рамках│

│планирования объема амбулаторной│территориальных программ государственных│

│медицинской помощи: посещение с│гарантий в 2011 году показывает исполнение│

│профилактической целью, посещение по│показателя уровне 9,46 посещений на 1 жителя│

│неотложной медицинской помощи и обращение│при установленном нормативе 9,7 посещений, в│

│по поводу заболевания. Не приведет ли это│разрезе субъектов Российской Федерации│

│к сокращению объема амбулаторной│минимальный показатель - 6,1; максимальный -│

│медицинской помощи? │14,1 посещений на 1 жителя. В 60 субъектах│

│ │Российской Федерации установленный на 2011│

│ │год норматив не выполнен и в среднем│

│ │составлял 8,6 посещений на 1 жителя. │

│ │ Утверждение норматива посещений,│

│ │превышающего возможности медицинских│

│ │организаций, мотивирует установление неверных│

│ │ориентиров для врачей, что приводит к│

│ │завышению показателей и недостоверной│

│ │отчетности. │

│ │ В Программе государственных гарантий на│

│ │2013 год установлены средние значения│

│ │норматива объема амбулаторной медицинской│

│ │помощи, с учетом кратности посещений в одном│

│ │обращении в связи с заболеванием (от 2,6 до│

│ │3,2) объем амбулаторной медицинской помощи│

│ │на 1 человека на 2013 год составит от 8,35│

│ │до 9,61 посещений, что позволит субъектам│

│ │Российской Федерации учитывать особенности│

│ │своих регионов и не снижать доступность│

│ │амбулаторной медицинской помощи. │

│ │ Таким образом, для большинства субъектов│

│ │Российской Федерации установленный норматив│

│ │означает увеличение количества посещений. │

│ │ Количество посещений не является│

│ │критерием определения качества оказываемой│

│ │медицинской помощи и не обуславливает другие│

│ │показатели качества. │

│ │ Программой установлены эффективные│

│ │способы оплаты медицинской помощи на│

│ │прикрепленное население с учетом оценки,│

│ │достигнутых показателей, характеризующих│

│ │качество предоставления медицинской помощи│

│ │и мотивирующих медицинский персонал повышать│

│ │уровень качества медицинской помощи. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│ С 2013 года скорая, в том числе│ Программой государственных гарантий на│

│скорая специализированная, медицинская│2013 год установлен средний норматив объема│

│помощь включена в базовую программу│скорой медицинской помощи, который позволит│

│обязательного медицинского страхования.│субъектам Российской Федерации установить│

│Как изменились норматив объема скорой│территориальный норматив с учетом│

│медицинской помощи и норматив финансовых│особенностей каждого региона. │

│затрат на 1 вызов скорой медицинской│ Фактическая стоимость 1-го вызова скорой│

│помощи в 2013 году? │медицинской помощи в 2011 году составляла│

│ │991,9 рубля. Норматив, установленный│

│ │Программой государственных гарантий на 2013│

│ │год, увеличен на 443,7 рубля и составляет│

│ │1435,6 рублей на 1 вызов скорой медицинской│

│ │помощи за счет средств обязательного│

│ │медицинского страхования. │

│ │ Кроме того, на 38,9% увеличен норматив│

│ │расхода на оказание медицинской помощи,│

│ │оказываемой в иных условиях, включающий│

│ │расходы на санитарную авиацию. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│ Как изменились подушевые нормативы│ Подушевой норматив финансирования│

│финансирования Программы государственных│Программы государственных гарантий на 2012│

│гарантий в 2013 году по сравнению с 2012│год составлял 7633,4 рубля, на 2013 год он│

│годом? │увеличен на 18,3% и составляет 9032,5 рубля,│

│ │в 2014 и 2015 годах - 10294,4 рубля и│

│ │12096,7 рубля соответственно. │

│ │ Подушевой норматив финансирования│

│ │Программы государственных гарантий за счет│

│ │средств обязательного медицинского│

│ │страхования в 2013 году увеличен на 44,8%│

│ │по сравнению с 2012 годом и составляет│

│ │5942,5 рубля на 1 застрахованного (в 2012│

│ │году - 4102,9 рубля), что связано с│

│ │переходом на одноканальное финансирование│

│ │медицинской помощи за счет средств│

│ │обязательного медицинского страхования. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│ В субъектах Российской Федерации│ При формировании федерального бюджета│

│уровень заработной платы врачей,│предусмотрено выделение средств субъектам│

│оказывающих медицинскую помощь при│Российской Федерации для повышения│

│социально значимых заболеваниях и│заработной платы по Указу Президента N 597│

│работающих в медицинских организациях, не│"О мероприятиях по реализации│

│участвующих в территориальной программе│государственной социальной политики" в│

│ОМС, существенно ниже заработной платы их│объеме 100 млрд. рублей. │

│коллег, оказывающих медицинскую помощь в│ │

│рамках территориальной программы ОМС.│ │

│Какие меры предпринимаются по повышению│ │

│заработной платы этих специалистов? │ │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│При формировании и экономическом│ В соответствии с Федеральным законом от│

│обосновании территориальной программы│29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном│

│обязательного медицинского страхования│медицинском страховании в Российской│

│следует ли учитывать объемы медицинской│Федерации", объемы предоставления│

│помощи, оказанной застрахованных лицам за│медицинской помощи, установленные│

│пределами данного субъекта Российской│территориальной программой обязательного│

│Федерации, а также объемы медицинской│медицинского страхования субъекта Российской│

│помощи, оказанной застрахованным лицам,│Федерации, в котором застрахованным лицам│

│получившим полис обязательного│выдан полис обязательного медицинского│

│медицинского страхования в других│страхования, включают в себя объемы│

│субъектах Российской Федерации? │предоставления медицинской помощи данным│

│ │застрахованным лицам за пределами территории│

│ │этого субъекта Российской Федерации. │

│ │ При этом объемы медицинской помощи,│

│ │оказанной застрахованным лицам, получившим│

│ │полис обязательного медицинского страхования│

│ │за пределами субъекта Российской Федерации,│

│ │не учитываются при формировании│

│ │территориальной программы обязательного│

│ │медицинского страхования. Порядок│

│ │осуществления расчетов за медицинскую│

│ │помощь, оказанную застрахованным лицам за│

│ │пределами территории субъекта Российской│

│ │Федерации, в котором выдан полис│

│ │обязательного медицинского страхования,│

│ │определяется правилами обязательного│

│ │медицинского страхования. │

├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤

│Включается ли объем медицинской помощи,│ В соответствии со статьей 37 Федерального│

│оказываемой по профилю "медицинская│закона N 323-ФЗ с 2013 года медицинская│

│реабилитация", в общий норматив│помощь организуется и оказывается в│

│стационарной помощи по территориальной│соответствии с порядками оказания│

│программе государственных гарантий? │медицинской помощи, обязательными для│

│ │исполнения на территории Российской│

│ │Федерации всеми медицинскими организациями,│

│ │а также на основе стандартов медицинской│

│ │помощи. │

│ │ Медицинская реабилитация больных с│

│ │заболеваниями системы кровообращения,│

│ │нервной системы и другими заболеваниями│

│ │осуществляется как этап в общем процессе│

│ │лечения заболеваний в соответствии с│

│ │порядками оказания медицинской помощи и на│

│ │основе стандартов медицинской помощи. │

│ │ С учетом изложенного, объем медицинской│

│ │помощи по профилю "медицинская реабилитация"│

│ │включается в объем стационарной помощи по│

│ │соответствующему профилю медицинской помощи│

│ │и в общий норматив стационарной помощи по│

│ │территориальной программе государственных│

│ │гарантий. │

└──────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘