Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Риски возникновения крупных стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций) природного характера

1. Риски возникновения крупных стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций) природного характера.

Факторы риска: природные, климатические, географические.

По скорости развития: внезапные, стремительные.

По причине возникновения: непреднамеренные.

По возможности предотвращения: неизбежные.

Оценка вероятностей неблагоприятных событий: умеренно высокие.

Структура возможного ущерба: стоимостной, натуральный.

Убытки: прямые и косвенные.

Горный рельеф и значительные перепады высот на территории Северо-Кавказского федерального округа значительно усиливают риск возникновения природных катастроф, среди которых наибольшую угрозу для регионов Северного Кавказа представляют землетрясения, наводнения (речная сеть округа представлена такими крупными водными артериями, как Кубань и Терек), сели, оползни, обвалы и осыпи, лавины. Высокие температуры, наряду с низкой влажностью воздуха и почвы, приводят к засухам - каждые 2 - 3 года.

Совершенно очевидно, что повышение интенсивности этих процессов может нанести значительный ущерб:

ущерб социальный - потери людей, материальные потери личной собственности, затраты на лечение пострадавших и на восстановление трудоспособности, морально-психологические издержки и, как следствие, снижение уровня и качества жизни населения;

ущерб экономический (прямой и косвенный) - материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями экономико-хозяйственных связей, потери базиса производства (земли, убытков сельскохозяйственных предприятий и государства);

ущерб экологический - невозвратные потери, нанесенные окружающей среде.

Риски возникновения крупных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций могут негативно сказаться на результатах реализации государственной политики, обеспечивающих улучшение качества жизни населения, роста его благосостояния, социальной стабильности в обществе.

Минимизация влияния данных рисков возможна за счет реализации мер по предупреждению угрозы стихийных бедствий и предотвращению чрезвычайных ситуаций, постоянному мониторингу возможных чрезвычайных ситуаций и своевременному оповещению населения о возможной опасности, снижению последствий рисков и повышению уровня гарантированности достижения конечных результатов государственной программы.

Управление рисками.

Определение возможного метода на риск: метод, уменьшающий ущерб от неблагоприятных событий, метод наблюдения, прогнозирования и контроля.

Меры: повышение безопасности при увеличении затрат, страхование, использование новейших технологий, прогнозирование чрезвычайной ситуации (опережающее отражение вероятности возникновения и развития ее источника в прошлом и настоящем).

Контроль результатов: экспертиза и мониторинг.

Мероприятия по предотвращению стихийных бедствий предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (ответственный исполнитель - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)).