Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Дополнительные материалы N 3. Предложения по применению новых механизмов финансирования подпрограммы, привлечения частных инвесторов и предоставления государственных гарантий

Дополнительные материалы N 3

к подпрограмме 3

"Развитие туристического кластера

в Северо-Кавказском федеральном округе,

Краснодарском крае и Республике Адыгея"

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ,

ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

Для реализации подпрограммы требуется пересмотреть механизмы финансирования проекта создания и развития туристического кластера, привлечения частных инвесторов и предоставления государственных гарантий (особенно на первом этапе проекта в связи с низкой инвестиционной привлекательностью и высоким объемом капитальных вложений).

Необходимо отметить, что крупные инфраструктурные проекты зачастую обеспечивают большую выгоду для общества и государства, чем для частных инвесторов. В связи с этим государство, с целью вовлечения частных партнеров, должно брать на себя часть рисков в таких проектах и обеспечивать необходимые меры поддержки. В противном случае подобные проекты могут быть реализованы только за счет прямого государственного финансирования.

Целесообразно рассмотреть подход, основанный на предоставлении государственных гарантий с целью привлечения частных инвесторов и необходимого финансирования, который эффективно использовался во многих странах (Мексика, Турция и т.д.).

Предлагается создание специальной структуры в виде фонда (совместно с консорциумом частных инвесторов, куда войдут финансовые институты и международные девелоперы), основной целью и задачей которого станет реализация и обеспечение финансирования проектов на территориях особых экономических зон туристско-рекреационного типа, входящих в состав туристического кластера.

Фонд будет являться основным принципалом, которому Правительство Российской Федерации с целью привлечения долгового финансирования в проект предоставит государственные гарантии до 100 процентов от общего объема инвестиций (учитывая механизмы гарантий на собственный капитал, которые предоставляются только в случае форс-мажора: военные действия, изменение политического курса, незаконные действия или полное бездействие органов местного самоуправления и государственных органов). Такая структура позволит правильно распределить риски при реализации проекта: частные партнеры будут нести на себе риски принятия инвестиционных решений, обеспечения необходимой стоимости строительства и т.д., а государство возьмет на себя другие риски, неподконтрольные частным партнерам.

В рамках определенного Правительством Российской Федерации лимита государственных гарантий фонд привлечет финансирование через размещение долгосрочных облигаций или других инструментов. Денежные средства будут направлены на реализацию проектов (строительство коммерческой инфраструктуры и т.д.), в том числе в форме совместных инвестиций, долгосрочных займов.

Наличие частных партнеров в управлении фондом позволит обеспечить оптимальную структуру капитала и контроль над эффективностью реализации проектов, а также предоставит механизмы эффективного управления капиталом фонда.

Для реализации данного подхода также потребуется использовать новый порядок и условия предоставления государственных гарантий, основанные на следующих принципах:

гарантия предоставляется по займам на срок до 30 лет;

гарантия предоставляется в объеме до 100 процентов от общего объема заемного капитала.

Защита интересов Российской Федерации и обеспечение возвратности привлеченного капитала осуществляются за счет:

погашения заемных средств за счет поступлений от реализации проекта;

обеспечения гарантий через залог активов (право регресса), полученных в результате реализации проекта, т.е. при наступлении гарантийного случая государство получит в свое распоряжение активы, которые могут быть использованы как источники покрытия дефицита бюджета.

Также после выполнения всех требований по исполнению соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности компания-резидент сможет получить в собственность земельные участки под объектами капитального строительства, что существенно улучшит структуру залога.

В результате государственные гарантии будут обеспечены активами фонда (собственные средства инвесторов, объекты капитального строительства, земельные участки) и будущими доходами от реализации проектов на территории туристического кластера.

Такой подход также существенно упрощает процедуры и снижает административные издержки, поскольку основной объем гарантий будет представлен одному принципалу.

При этом появится возможность адресной поддержки представителей малого и среднего бизнеса, а также вовлечения местного населения в предпринимательскую деятельность. Фонд обеспечит строительство мини-отелей, ресторанов и других объектов, которые будут предоставляться местному населению по схеме долгосрочной финансовой аренды. Это означает, что при взносе частным инвестором до 30 процентов от полной стоимости объекта предоставляется готовый бизнес (с оптимальной структурой капитала, бизнес-планом и т.д.), за который будет выплачиваться арендный платеж в течение 10 - 15 лет. При этом сохранится контроль над деятельностью предпринимателей, будет оказываться консультационная поддержка, что позволит существенно улучшить уровень предпринимательской культуры в регионе.

Также будет возможно централизовать и консолидировать меры государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства, что позволит эффективно использовать через фонд денежные средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели.

Привлеченные денежные средства при необходимости могут быть использованы и для обеспечения строительства внешней инфраструктуры. При этом будут применяться различные формы частно-государственного партнерства, механизмы субсидирования со стороны государства на некоммерческую часть инфраструктуры. После возврата денежных средств и погашения долга объекты внешней инфраструктуры будут передаваться на баланс субъекта Российской Федерации или муниципалитета.

Данный подход позволит оптимизировать затраты федерального бюджета на обеспечение туристического кластера объектами внешней инфраструктуры и разнести их во времени. Передача в будущем (через 15 - 20 лет) данных объектов муниципалитетам также позволит нарастить необходимые объемы налоговых поступлений для ее содержания.

Финансирование проекта по созданию туристического кластера в соответствии с предложенным подходом обладает следующими преимуществами:

1) применение рыночных механизмов для реализации крупного инфраструктурного проекта;

2) рациональное использование средств федерального бюджета на строительство инфраструктуры - финансовая нагрузка будет распределена на период в 20 и более лет;

3) гибкость и оперативность принятия решений, необходимых для успешного завершения проекта;

4) контроль над реализацией проектов и развитием территорий особых экономических зон;

5) возможность поддержки малого и среднего предпринимательства;

6) улучшение инвестиционной привлекательности проекта на начальном этапе и привлечение инвесторов с собственным капиталом за счет снижения рисков и стоимости капитала, финансового обеспечения строительства критически важных инфраструктурных объектов;

7) синхронизация строительства объектов инфраструктуры с объектами коммерческой инфраструктуры, что обеспечит необходимую загрузку объектов инфраструктуры без простоев и минимизирует затраты на их содержание.