Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Ставропольского края

3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Ставропольского края.

К началу 2012 года основные макроэкономические показатели Ставропольского края характеризуются стабильным ростом.

Несмотря на эффективность принимаемых мер государственной поддержки и рост собственных доходов, уровень дотационности края остается высоким и составляет 30 процентов, при этом уровень бюджетной обеспеченности населения края составляет 70 процентов.

Основными проблемами Ставропольского края являются: высокая степень неравномерности социального развития края в территориальном разрезе, депрессивное состояние районов восточной зоны, растущее расслоение населения по уровню доходов, увеличение числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке, низкая обеспеченность населения края учреждениями социальной сферы (образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания), высокая изношенность сетей коммунальной сферы, низкая обеспеченность населения водой.

Несмотря на то, что в настоящее время в Ставропольском крае наращиваются темпы и объемы работ по развитию экономики, существуют и слабые стороны социального развития края.

В связи с тем, что с 2007 года мероприятия, связанные с развитием Ставропольского края, не входят в перечень мероприятий федеральных целевых программ, направленных на региональное социально-экономическое развитие, на первый план выходят существующие ограничения и проблемы по достижению краем среднероссийского уровня по отдельным отраслям экономики и социального развития.

Интегральным критерием оценки качества жизни, здоровья населения и качества медицинской помощи является уровень детской (прежде всего младенческой) смертности. В Ставропольском крае уровень младенческой смертности превышает средний показатель по Российской Федерации. До 2008 года в крае наблюдалась продолжительная устойчивая тенденция снижения коэффициента младенческой смертности. Однако с 2008 года на фоне повышения уровня рождаемости стал расти и коэффициент младенческой смертности. Кроме того, в январе 2012 г. в соответствии с рекомендациями ВОЗ начата регистрация живорожденных младенцев с критической массой тела от 500 граммов и сроком вынашивания от 22 недель. При отсутствии необходимого оборудования и современного перинатального центра выхаживание таких младенцев затруднительно. В 2012 году отмечен рост смертности младенцев (по итогам девяти месяцев показатель составил 10,4 младенца на 1000 детей, родившихся живыми, при показателе в 2011 году 8,3 младенца). Таким образом, при существующей сети перинатальных учреждений в крае и уровне их оснащения снизить к 2015 году уровень младенческой смертности до шести случаев на 1000 человек не представляется возможным.

Высокий процент детской смертности связан с недостаточной оснащенностью перинатальных отделений больничных учреждений, дефицитом педиатрических кадров, ненадлежащим уровнем оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Решение задачи снижения данного показателя затруднено в связи с тем, что на территории Ставропольского края традиционно оказывается помощь пациентам из всех республик СКФО, в том числе в случаях повышенного перинатального риска.

Численность населения края имеет постоянную тенденцию к увеличению, но не за счет рождаемости, а за счет миграции. При этом основную массу мигрантов составляют жители республик СКФО. Для обеспечения естественного прироста населения края необходимо повысить уровень обеспечения населения края амбулаторно-поликлиническими учреждениями и койками в учреждениях здравоохранения.

Ставропольский край традиционно относится к числу регионов, характеризующихся высокой степенью износа сетей коммунальной инфраструктуры - 58 процентов. Коммунальная инфраструктура представлена коммерческими организациями (без субъектов малого предпринимательства) следующих основных видов экономической деятельности: производство и распределение газообразного топлива; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды; сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность. Отдельные территории края характеризуются низким уровнем обеспеченности населения водой и канализационными системами, а также низким качеством питьевой воды.

Очень остро стоит вопрос качества воды, забираемой из подземных источников в восточной зоне края (Азгирский, Нефтекумский, Левокумский, Курский, Буденновский районы). По химическим показателям (бор, аммиак, частично - железо) жесткость воды не соответствует нормативам. Превышение по указанным показателям составляет 1,5 - 2,5 раза. Существующие в этих районах системы водоснабжения с забором воды из подземных источников запроектированы и построены без учета очистки воды от повышенной концентрации веществ.

Остается сложной ситуация с водоснабжением сельских территорий края. Так, до настоящего времени сельские населенные пункты ряда районов края (Александровский, Грачевский, Кочубеевский, Шпаковский, Предгорный) не охвачены в полном объеме централизованным водоснабжением. Существующие системы водоснабжения эксплуатируются более 60 лет, износ составляет 100 процентов, качество воды не соответствует нормативам, потребители испытывают дефицит воды до 60 процентов, что негативно отражается на санитарно-эпидемиологической ситуации. Требуются развитие и реконструкция существующих водопроводов.

Из-за долговременного несбалансированного прироста водопроводных и канализационных объектов в крае слабо развиты системы канализации и очистки сточных вод. Системы канализации расположены в основном в городах и районных центрах. Доля населения, имеющего доступ к канализационной системе, по краю неравномерна. Так, в городах Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Георгиевск указанный показатель составляет 79 - 86 процентов, в райцентрах г. Ипатово, с. Александровское, г. Светлоград - 4 - 14 процентов. В г. Нефтекумске, г. Изобильный, с. Новоселицкое отсутствуют очистные сооружения канализации, соответственно сточные воды сбрасываются на поля фильтрации. С учетом перспективного развития требуется реконструкция очистных сооружений канализации региона КМВ с доведением их мощности с 170 тыс. куб. м/сут. до 250 тыс. куб. м/сут. При этом в районных центрах края - с. Летняя Ставка, с. Левокумское, с. Степное и других сельских населенных пунктах - отсутствуют коммунальные системы канализации.

Поскольку обеспечение населения и отдыхающих Кавказских Минеральных Вод экологически чистыми питьевыми водами рассматривается как составная часть лечебно-оздоровительного процесса, создание в регионе надежного водоснабжения и водоотведения является первоочередной задачей его перспективного развития.

Перспективы социально-экономического и курортно-рекреационного развития региона Кавказских Минеральных Вод предполагают в ближайшее время значительное увеличение потребности в питьевой воде и рост ее дефицита.

В настоящее время дефицит потребности в питьевой воде составляет 50 тыс. куб. м/сут., к 2025 году он достигнет предположительно уровня 110 тыс. куб. м/сут.

Состояние системы водоотведения не соответствует статусу эколого-курортного региона. Очистные сооружения канализации перегружены и не обеспечивают качество очистки стоков, жилые районы старой застройки не полностью канализованы, а существующие сети имеют высокий износ, что является явной экологической угрозой.

Уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения достигает 70 - 90 процентов. Последние годы средства на поддержание их в исправном состоянии направлялись в основном на устранение аварийных ситуаций и замену отдельных элементов.

В сфере образования основной проблемой остается нехватка мест в дошкольных учреждениях. По обеспеченности детскими дошкольными учреждениями Ставропольский край находится на 73 месте в стране.

Краевой показатель охвата услугами дошкольного образования ниже данного показателя в целом по Российской Федерации на 9,8 процента (62,1 процента).

В Ставропольском крае ежегодно принимаются меры по решению проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях. В 2011 году было создано 5 173 места, в 2012 году будет создано 6 738 мест.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, проблема "очередности" в дошкольные образовательные учреждения сохраняется.

На сегодняшний день переукомплектованность дошкольных образовательных учреждений края составляет 108 процентов, на отдельных территориях (г. Ставрополь, г. Невинномысск) процент переукоплектованности достигает 120 - 140 процентов.

Удельный вес учащихся, обучающихся в первую смену в Ставропольском крае, ниже среднего показателя по Российской Федерации (87,45 процента), составляет 84,5 процента и имеет тенденцию к уменьшению. Дефицит мест в общеобразовательных учреждениях превышает 39 тыс. единиц и будет обостряться в связи с увеличением рождаемости и миграционным притоком населения. Более 41 тысячи школьников учатся в режиме двух смен. Особенно остро эта проблема стоит в городе Ставрополе и в Шпаковском муниципальном районе.

В сфере промышленного производства края в последнее время отмечается рост. Индекс промышленного производства по итогам 2011 года составил 104,6 процента, в том числе по видам экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" - 97,7 процента, "обрабатывающие производства" - 104,6 процента, "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 105,8 процента.

За 2011 год отгружено промышленной продукции собственного производства на сумму 228,3 млрд. руб., или на 12,8 процента больше, чем в 2010 году.

Ставрополье является одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Российской Федерации. Объем продукции сельского хозяйства в 2011 году составил 103,5 млрд. руб., что на 16,3 процента больше, чем в 2010 году.

Вместе с тем ряд ключевых проблем, стоящих перед промышленностью края, не позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал для дальнейшего развития отрасли, в частности:

отсутствие средств на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для строительства новых предприятий, реализации крупных инвестиционных проектов;

сложная система доступа к кредитным ресурсам;

низкий уровень строительства перерабатывающих производств.

В агропромышленном комплексе края отмечается дефицит производственных мощностей. При этом практически отсутствуют мощности по первичной переработке шкур крупного рогатого скота и шерсти овец, а мощности по производству продуктов питания имеют узкую и однотипную специализацию, хотя современные технологии позволяют значительно расширить ассортимент продуктов питания.

Наличие в крае мощных химических производств (производство минеральных удобрений и основных химических веществ, производство пластмасс в первичных формах), несмотря на вертикально-интегрированную форму их организации, также может стать существенным источником роста экономики края и фактором привлечения инвесторов, специализирующихся в промышленном секторе экономики. Например, дополнительное производство продукции из пластмассы (плит, полос, профилей, изделий, используемых в строительстве, тары и упаковки) может быть конкурентоспособным за счет сравнительно дешевого сырья.

Требует конкретной организационно-технологической проработки дальнейшее промышленное использование основных химических веществ, производимых в крае. Перспективным является производство фармацевтических препаратов и материалов как разновидность химического производства, а также увеличение объемов производства лаков и красок, моющих, чистящих и полирующих средств.

Создание дополнительных производственных мощностей также целесообразно в производственно-продуктовой цепочке: добыча полезных ископаемых - производство строительных материалов и керамических изделий - производство стекла и изделий из стекла. К новым видам деятельности в крае по производству строительных материалов можно отнести производство цемента и извести. Перспективы развития отрасли производства строительных материалов связаны не только с развитием строительства на территории края, но в прилегающих регионах.

С учетом имеющихся запасов общераспространенных минеральных ресурсов край мог бы стать одним из лидеров производства разнообразных строительных материалов в Российской Федерации. Для этого необходимы более масштабные разработки месторождений нерудных полезных ископаемых, строительство горно-обогатительного комбината и создание специализированных производственных мощностей по группам выпускаемой продукции.

В крае создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность и функции малого и среднего бизнеса. Однако на территории края недостаточно развита инженерная инфраструктура.

В плане налогообложения, заимствования средств в кредитных учреждениях, регистрации предприятий и предоставлении отчетности, подключения к коммунальным сетям, оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям и во многих других жизненно важных для бизнеса вопросах предприниматели Ставропольского края действующим федеральным законодательством поставлены в один ряд с "продвинутыми" бизнес-элитами других регионов, и переломить ситуацию преференциями на региональном уровне не удается. В связи с этим инвесторами отдается предпочтение регионам со сложившейся инфраструктурой бизнеса и более благоприятной инвестиционной средой.

По причине отсутствия достаточных средств для обеспечения исполнения обязательств перед кредитными учреждениями предприниматели республики лишены возможности полноценно участвовать в программах государственных гарантий Российской Федерации. В связи с этим остаются неиспользованными госгарантии Российской Федерации на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, предусмотренные в федеральном бюджете. Имеются проблемы в реализации инвестиционных проектов с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Действующие механизмы не срабатывают из-за того, что принципалы не имеют достаточных активов, чтобы отвечать по своим обязательствам так, как того требуют условия привлечения заемных средств и средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Курортный комплекс региона представлен 132 здравницами на 33 тысячи мест. За последние годы в регионе построены и реконструированы 14 санаториев и пансионатов, 16 гостиниц и туристских комплексов, что позволило ввести дополнительно более трех тысяч мест размещения. На сегодняшний день в регионе одновременно ведется реконструкция и строительство 34 объектов санаторно-курортного и туристического комплекса.

Однако, несмотря на наметившуюся стабилизацию, существует ряд проблем в санаторно-курортном и туристическом комплексе, оказывающих отрицательное влияние на его развитие.

Более половины здравниц региона имеют очень высокий износ основных фондов и оборудования. Многие санатории по уровню сервиса и комфортности не отвечают международным стандартам. Во многих здравницах нет современных спортивных сооружений, аквапарков, детских игровых площадок, уровень благоустройства прилегающих территорий у большинства здравниц не отвечает современным требованиям. Требует совершенствования процесс подготовки и переподготовки медицинских кадров и специалистов сферы обслуживания курорта.

Имеются серьезные проблемы в обеспечении природоохранного режима особо охраняемого эколого-курортного региона. Остается низким уровень развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Существующие мощности объектов инфраструктуры не могут обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие Кавказских Минеральных Вод.

Экономический рост, реализация инвестиционных проектов, строительство объектов образования и здравоохранения, жилья требуют соответствующего развития инфраструктуры коммунального хозяйства.

В сложившихся условиях роль федерального центра для обеспечения устойчивого развития Ставропольского края является ключевой.

Основным прогнозируемым результатом в сфере обеспечения качества жизни населения края и его сбалансированного развития станет повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения и систем жизнеобеспечения и, как следствие, удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти, а также снижение социальной напряженности в регионе.

Реализация мероприятий по диверсификации и модернизации экономики, стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности позволит обеспечить устойчивое развитие экономики Ставропольского края.