VI. Факторы и условия (угрозы), влияющие на безопасность налоговых органов

VI. Факторы и условия (угрозы), влияющие на безопасность

налоговых органов

К внешним угрозам безопасности налоговых органов относится:

1) возможные устремления с преступными намерениями к объектам, структурам и работникам ФНС России и ее территориальных органов террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и отдельных лиц в целях создания благоприятных условий для проведения терактов, захватов заложников и других насильственных действий в отношении работников налоговых органов и членов их семей;

2) противоправная деятельность юридических и физических лиц, причиняющая ущерб интересам Российской Федерации, препятствующая надлежащему исполнению возложенных на ФНС России и территориальные органы функций;

3) попытки проникновения в налоговые органы криминальных элементов с целью осуществления противоправной деятельности;

4) посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество работников налоговых органов и членов их семей;

5) техническое проникновение криминальных структур и отдельных лиц в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях.

Работники налоговых органов, в рамках возложенных на них полномочий, выявляют многочисленные правонарушения, вследствие чего в отношении виновных лиц возбуждаются уголовные и административные дела. При этом работники налоговых органов проводят проверки и иные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе в отношении лиц, обладающих значительной материальной базой, специальной подготовкой, техническими и иными средствами, зачастую властными полномочиями.

Имеют место случаи силового и морального давления на работников налоговых органов, факты иного противоправного воздействия, что требует оперативного принятия мер, адекватных угрозам.

В структуре внутренних угроз безопасности системе налоговых органов особое место занимают действия работников, совершивших преступления, либо правонарушения, связанные с их профессиональной деятельностью.

Изучение правонарушений, совершенных работниками налоговых органов, а также материалов проверок и личных дел работников, служебные контракты которых расторгнуты по инициативе представителя нанимателя, свидетельствует, что их корыстно-коррупционная деформация сопровождается не менее опасной - нравственной. Этому способствовали такие внутренние факторы, как упущения в подборе и расстановке кадров, воспитательном процессе, снижение требовательности руководителей к подчиненным, нездоровая обстановка в коллективе и ненадлежащий контроль за деятельностью работников.

К внутренним угрозам безопасности относится возможность следующих противоправных проявлений со стороны сотрудников налоговых органов:

1) соучастия на идейной основе либо из корыстных побуждений или иной заинтересованности в преступной деятельности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, содействие отдельным преступным лицам в проведении терактов, захватов заложников и других насильственных действий;

2) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, способствующее юридическим и физическим лицам в противоправной деятельности, причиняющей ущерб государству;

3) оказание содействия криминальным элементам в поступлении на государственную гражданскую службу в противоправных целях;

4) коррупционные проявления;

5) проникновение в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную или налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях;

6) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную или налоговую тайну, хищение или утрата документов, содержащих государственную или налоговую тайну.

Для защиты информации от различных факторов, воздействующих или могущих воздействовать на защищаемую информацию (объективных и (или) субъективных), в ФНС России разработана и утверждена Концепция информационной безопасности Федеральной налоговой службы (далее - Концепция ИБ).

Концепция ИБ определяет систему взглядов на проблему обеспечения комплексной безопасности информации и устанавливает порядок организации и правила обеспечения информационной безопасности в ФНС России, распределение функций и ответственности за обеспечение информационной безопасности между подразделениями, государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ФНС России, требования по информационной безопасности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям (далее - ИТКС), применяемым в ФНС России.

Концепция ИБ представляет собой методологическую основу для разработки и реализации комплексных целевых программ обеспечения защиты информации на объектах информатизации ФНС России.

Главная цель обеспечения безопасности информации, циркулирующей в ФНС России, - реализация положений законодательных актов Российской Федерации и нормативных требований по защите информации, предотвращение ущерба в результате разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения информации, ее незаконного использования и нарушения работы ИТКС ФНС России.

Основными целями обеспечения безопасности информации являются:

- предотвращение утечки, хищения, искажения, подделки информации, циркулирующей в ИТКС ФНС России;

- предотвращение нарушений прав юридических и физических лиц на сохранение налоговой и коммерческой тайны, информации о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющей идентифицировать его личность (персональные данные), а также любой другой информации, являющейся собственностью Российской Федерации;

- предотвращение несанкционированных действий по блокированию информации.