Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2

"Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного

образования детей", описание основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

В России в настоящее время действует:

45511 дошкольных образовательных организаций;

46459 общеобразовательных организаций;

8447 организаций дополнительного образования детей.

Образовательные услуги оказывают 687 негосударственных общеобразовательных организаций, 388 частных организаций дошкольного образования.

Численность обучающихся и воспитанников составляет:

в дошкольных организациях - 5988 тыс. человек;

в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 13362,3 тыс. человек;

в организациях дополнительного образования детей - 10,9 млн. человек.

В негосударственных общеобразовательных организациях обучается 73515 человек.

Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции.

Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90-е годы 20 века стало сокращение числа дошкольных и общеобразовательных организаций.

С 2000 года рост показателей рождаемости (в среднем на 2,3 процента в год) обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях.

В период реализации Программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных учреждениях дошкольного и общего образования.

Негосударственный сектор дошкольного и общего образования в России незначителен по масштабу. Количество негосударственных общеобразовательных организаций росло, начиная с 2000 года, а с 2007 года уменьшилось. Количество дошкольных образовательных негосударственных организаций в последние годы снижается. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими ставками арендной платы, а также - до недавнего времени - отсутствием доступа к бюджетному финансированию.

В 2012 году законодательно установлена обязательность финансирования за счет бюджетных средств негосударственных образовательных организаций (Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных организаций, и, соответственно, - с увеличением охвата третичным образованием.

Численность педагогических работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей составляет:

воспитателей в дошкольных организациях - 605,1 тыс. человек;

учителей в общеобразовательных организациях - 1053 тыс. человек;

педагогов в учреждениях дополнительного образования детей - 301 тыс. человек.

В негосударственных образовательных организациях дошкольного и общего образования работает более 20 тыс. педагогических работников.

Оптимизация сети и реализация новых финансово-экономических механизмов привели к сокращению численности учителей в России с 2005 года примерно на треть и увеличению показателя соотношения учащихся и преподавателей в средней школе с 8,9 до 12,8. Однако в России сохраняется из самых низких соотношений учащихся и преподавателей в общеобразовательной школе (в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем 13,5) и наполняемости класса (18 против 24).

На текущий момент в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:

дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;

недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;

низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;

межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного и дополнительного образования, качества школьной инфраструктуры;

высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;

недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;

низкий потенциал системы воспитания и медленное обновление ее технологий;

несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;

низкий уровень вовлеченности детей в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, интернет) образование.

Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:

ограничение доступа к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в отдельных территориях;

снижение потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;

недостаточное качество подготовки выпускников к освоению стандартов профессионального образования и работе в высокотехнологичной экономике;

недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся, рост числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;

неудовлетворенность населения качеством образовательных услуг.