2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
"Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного
образования детей", описание основных проблем в указанной
сфере и прогноз ее развития
В России в настоящее время действует:
45511 дошкольных образовательных организаций;
46459 общеобразовательных организаций;
8447 организаций дополнительного образования детей.
Образовательные услуги оказывают 687 негосударственных общеобразовательных организаций, 388 частных организаций дошкольного образования.
Численность обучающихся и воспитанников составляет:
в дошкольных организациях - 5988 тыс. человек;
в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 13362,3 тыс. человек;
в организациях дополнительного образования детей - 10,9 млн. человек.
В негосударственных общеобразовательных организациях обучается 73515 человек.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции.
Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90-е годы 20 века стало сокращение числа дошкольных и общеобразовательных организаций.
С 2000 года рост показателей рождаемости (в среднем на 2,3 процента в год) обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях.
В период реализации Программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных учреждениях дошкольного и общего образования.
Негосударственный сектор дошкольного и общего образования в России незначителен по масштабу. Количество негосударственных общеобразовательных организаций росло, начиная с 2000 года, а с 2007 года уменьшилось. Количество дошкольных образовательных негосударственных организаций в последние годы снижается. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими ставками арендной платы, а также - до недавнего времени - отсутствием доступа к бюджетному финансированию.
В 2012 году законодательно установлена обязательность финансирования за счет бюджетных средств негосударственных образовательных организаций (Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных организаций, и, соответственно, - с увеличением охвата третичным образованием.
Численность педагогических работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей составляет:
воспитателей в дошкольных организациях - 605,1 тыс. человек;
учителей в общеобразовательных организациях - 1053 тыс. человек;
педагогов в учреждениях дополнительного образования детей - 301 тыс. человек.
В негосударственных образовательных организациях дошкольного и общего образования работает более 20 тыс. педагогических работников.
Оптимизация сети и реализация новых финансово-экономических механизмов привели к сокращению численности учителей в России с 2005 года примерно на треть и увеличению показателя соотношения учащихся и преподавателей в средней школе с 8,9 до 12,8. Однако в России сохраняется из самых низких соотношений учащихся и преподавателей в общеобразовательной школе (в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем 13,5) и наполняемости класса (18 против 24).
На текущий момент в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;
низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного и дополнительного образования, качества школьной инфраструктуры;
высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;
низкий потенциал системы воспитания и медленное обновление ее технологий;
несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
низкий уровень вовлеченности детей в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, интернет) образование.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
ограничение доступа к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в отдельных территориях;
снижение потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;
недостаточное качество подготовки выпускников к освоению стандартов профессионального образования и работе в высокотехнологичной экономике;
недостаточный уровень сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся, рост числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
неудовлетворенность населения качеством образовательных услуг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей