Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2 "Развитие

дошкольного, общего образования и дополнительного

образования детей" <1>

--------------------------------

<1> Достижение заявленных значений показателей возможно в случае реализации модернизационного сценария, соответствующего объемам финансирования Программы, соответствующим сценарным условиям Минэкономразвития России.

Реализация подпрограммы 2 будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап - 2013 - 2015 год;

2 этап - 2016 - 2018 год;

3 этап - 2019 - 2020 год.

На первом этапе реализации подпрограммы 2 решается приоритетная задача обеспечения равного доступа к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей.

В образовательных организациях будут созданы условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также - современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования.

Для этого будет обеспечена модернизация образовательной сети и инфраструктуры дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей с опорой на лучшие международные примеры. Будет внедрен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, разрабатываются и внедряются федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы общего образования для детей-инвалидов, финансово-экономические механизмы предоставления услуг в дистанционной форме и в рамках сетевого взаимодействия.

В дошкольном образовании получат развитие вариативные формы предоставления услуг, что в совокупности со строительством эффективных зданий детских садов обеспечит существенное сокращение дефицита мест (включая механизмы государственно-частного партнерства). Кроме этого строительство современных детских садов и создание передовых примеров организации развивающих пространств позволит повысить конкурентоспособность российской системы дошкольного образования среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Особое внимание на данном этапе будет уделяться формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). Это позволит на следующем этапе сократить разрыв в качестве образования между лучшими и худшими группами учащихся и школ, увеличив при этом численность детей, демонстрирующих высокий уровень достижений (в международных обследованиях и олимпиадах).

Для этого будут внедрены эффективные модели финансового обеспечения школ, работающих со сложным контингентом детей, малокомплектных школ, программ работы с одаренными детьми, программ дистанционного и инклюзивного образования. Будут разработаны модели поддержки школ, показывающих низкие результаты обучения, программы обучения и социокультурной интеграции детей мигрантов, начнется их реализация в субъектах Российской Федерации.

В сельской местности будут реализованы модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций социально-культурной сферы, а также такие формы организации дошкольного и школьного образования, как учительский дом - школа, воспитательский дом - детский сад. Будут проанализированы лучшие примеры повышения участия местного населения в развитии дошкольной и школьной инфраструктуры и предложены для распространения.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение, получат возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.

Будет осуществлена модернизация системы интеллектуальных и творческих состязаний для одаренных детей, внедрены новые инструменты их выявления и поддержки, существенно расширяющие масштаб охвата и качество сопровождения детей данной категории.

Будут разработаны стандарты профессиональной деятельности педагогов, построенные на их основе новые инструменты оценки качества и оплаты труда, проведена модернизация педагогического образования и системы повышения квалификации педагогов. Данная работа будет проводиться с опорой на профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации в сфере образования.

Для развития механизмов позитивной социализации подрастающего поколения будут разрабатываться новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, проводиться модернизация системы дополнительного образования детей, летнего отдыха и занятости; будет формироваться система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов.

Кроме того, на первом этапе запускаются проекты обновления содержания и технологий образования по приоритетным направлениям с опорой на сеть инновационных площадок, в том числе сеть "Школ Сколково".

По итогам реализации первого этапа (2013 - 2015 годы):

всем детям старшего дошкольного возраста будет предоставлена возможность освоения программ предшкольного образования;

средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций будет доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

все с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме;

все общеобразовательные организации начнут осуществлять обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

будет обеспечено подключение 85 процентов школ к высокоскоростному доступу к сети Интернет;

будет завершен переход к эффективному контракту в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей: средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;

средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

будут введены стандарты профессиональной деятельности и основанная на них система аттестации педагогов;

в субъектах Российской Федерации будет сформирован кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных организаций, механизмы его регулярного обновления, реализованы масштабные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах;

не менее чем 65 процентов детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены программами дополнительного образования детей;

будет проведен анализ и обновление регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) с использованием лучших международных примеров для обеспечения условий для современного и эффективного строительства детских садов;

будут разработаны модели современных, экономически эффективных и энергоэффективных детских садов, обеспечивающих гибкие и современные пространства для раннего обучения и развития;

не менее 40 процентов обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

На втором этапе реализации подпрограммы (2016 - 2018 годы) на основе созданного задела будут запущены механизмы модернизации образования, обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей, ликвидацию зон отставания российской системы образования от ведущих стран мира.

Эффективный контракт с педагогами обеспечит мотивацию к повышению качества образования и непрерывному профессиональному развитию, привлечет в школы лучших выпускников вузов, талантливых специалистов в различных областях знания, культуры, техники. Будут созданы школы с молодыми коллективами.

Расширится масштаб деятельности инновационных площадок по обновлению содержания и технологий образования в приоритетных областях. Будет запущен механизм распространения апробированных моделей и программ.

Профессиональными сообществами педагогов при поддержке государства будут реализоваться проекты по повышению квалификации педагогов, разработке и распространению учебно-методического обеспечения, консультированию и наставничеству в отношении образовательных организаций и педагогов.

В субъектах Российской Федерации будет развиваться инфраструктура сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при организациях дошкольного и дополнительного образования, лекотеки). Будут созданы современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков.

Масштабные общественные просветительские проекты с использованием современных медийных инструментов охватят значительную часть детей и подростков.

По итогам второго этапа реализации подпрограммы 2 к 2018 году:

всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность освоения программ дошкольного образования (с 2016 года);

всем обучающимся общеобразовательных организаций будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями;

будет обеспечено подключение 100 процентов школ по высокоскоростному доступу к сети Интернет;

все педагоги и руководители организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку по современным программам обучения с возможностью выбора;

удельный вес численности педагогов в возрасте до 30 лет в общей численности педагогов общеобразовательных организаций вырастет до 24 процентов;

сократится разрыв результатов единого государственного экзамена между 10 процентами лучших школ и 10 процентами слабых школ (отношение среднего балла единого государственного экзамена 10 процентов лучших школ к среднему баллу единого государственного экзамена 10 процентов слабых школ сократится до 1,7) за счет улучшения результатов обучения в слабых школах;

не менее чем 71 процент детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачен услугами дополнительного образования детей, не менее 8 процентов детей данного возраста будут привлекаться к участию в творческих мероприятиях;

не менее 46 процентов обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

будет создан национальный банк лучших практик (образовательных программ и технологий) дошкольного и общего образования;

будет создан всероссийский интернет-ресурс (портал) для работы с одаренными детьми.

Третий этап программы (2019 - 2020 годы) ориентирован на развитие системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения и семей, формирование мотивации к непрерывному образованию.

Будет обеспечен переход от содержания ведомственных организаций и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей социализации, будут созданы комплексные социальные организации, оказывающие многопрофильные услуги (в том числе образовательные). Применительно к сельской местности это позволяет повысить доступность качественных социальных услуг, а в городских районах - обеспечивать комплексный подход к решению задач социализации детей.

Возрастет активность семей в воспитании и образовании детей, в том числе увеличится объем инвестиций в сферу дополнительного образования.

В сфере дошкольного и дополнительного образования детей доминирующими становятся механизмы государственно-частного и социального партнерства.

В городах формируются современные социально-культурные среды для развития и социализации (эксплораториумы, музеи науки и техники и другие).

В организациях общего образования будут созданы условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, сформирована высокотехнологичная среда, включающая новое поколение цифровых образовательных ресурсов, виртуальных тренажеров и др.

Будет осуществляться широкомасштабное внедрение апробированных образовательных моделей и программ в приоритетных областях модернизации общего образования; будет обеспечен качественно новый уровень индивидуализации образования, позволяющий реализовывать образовательные траектории в организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования.

Поддержка семей в воспитании и образовании детей (начиная с раннего (0 - 3 года) возраста) будет обеспечиваться за счет информационно-консультационных сервисов в сети Интернет, программ повышения родительской компетентности и тьюторства.

Для реализации программ профильного обучения, работы с одаренными детьми будет задействована инфраструктура ведущих университетов, инновационных предприятий, творческих индустрий.

Российское образование займет (укрепит) лидерские позиции по отдельным направлениям образования (обучение чтению, преподавание математики, технологии развивающего обучения).

По итогам третьего этапа реализации подпрограммы 2 к 2020 году:

сократится разрыв результатов единого государственного экзамена между 10 процентами лучших школ и 10 процентами слабых школ (отношение среднего балла единого государственного экзамена 10 процентов лучших школ к среднему баллу единого государственного экзамена 10 процентов слабых школ сократится до 1,5) за счет улучшения результатов обучения в слабых школах;

не менее чем 72 - 75 процентов детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования детей;

100 процентов учащихся будут иметь возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;

50 процентов обучающихся по программам общего образования, будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

не менее 80 процентов учащихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.