Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 2.7 подпрограммы 2

Основное мероприятие 2.7 "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей" направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессиональному развитию. В рамках основного мероприятия 2.7 будет решаться задача формирования эффективного контракта с педагогами в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей через: повышение заработной платы педагогических работников, разработку и введение стандартов профессиональной деятельности педагогических работников и руководителей образовательных организаций, систем аттестации и оплаты труда, основанных на указанных стандартах, индивидуальных программ профессионального развития, создание новых возможностей для карьерного роста педагогов путем введения профессиональных педагогических степеней и статусов, связанных с расширенными областями деятельности (наставничество, исследования, экспертиза), создание условий для академической мобильности.

Будут заложены механизмы стимулирования преподавания в старшей профильной школе педагогов, получивших образование не менее чем на уровне магистратуры.

Одним из механизмов развития образования в рамках Программы станет поддержка инициатив "снизу". Будут созданы механизмы распространения авторских инновационных методик и технологий: размещение на специализированных ресурсах в сети Интернет, тиражирование, проведение мастер-классов (в том числе в сети Интернет), организация летних школ и так далее.

В сфере дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей будет осуществляться поддержка институтов самоуправления в профессиональной среде, в том числе создание кодекса профессиональной этики, создание и поддержка деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций. Будут реализованы меры, направленные на усиление роли профессиональных объединений педагогов в разработке стандартов профессиональной деятельности, образовательных стандартов, процедурах оценки качества деятельности образовательных организаций, аттестации педагогов, экспертизы в рамках профессиональных конкурсов, экспертизы учебных изданий, цифровых образовательных ресурсов, контрольно-измерительных материалов и др.

Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками будет обеспечиваться посредством развития всероссийских педагогических мероприятий, таких как всероссийские конкурсы: "Учитель года", "Педагогический дебют", "Воспитатель года" и другие, поддержки профессиональных сообществ.

В рамках основного мероприятия 2.7 будет продолжена работа по организации Всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению и поддержке лучших работников образования, продвижению передовых идей и проектов.

После 2013 года в рамках Программы будет продолжено ежегодное премирование 1000 лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждому, реализующееся ранее в рамках приоритетного национального проекта "Образование" <1>. Также до конца 2013 года будет продолжено поощрение педагогических работников общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководства <2>.

--------------------------------

<1> Мероприятие в рамках программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2013 годы.

<2> Мероприятие, реализуемое в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2013 годы. Начиная 2014 года поощрение педагогических работников за выполнение функций классного руководства будет включено в расчет заработной платы учителей.

Продолжится поощрение победителей конкурса в области образования премиями Правительства Российской Федерации в области образования (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 440 "О премиях Правительства Российской Федерации в области образования").

Будут организованы стажировки и повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций в ведущих образовательных организациях, в том числе за рубежом (в рамках основного мероприятия 1.5 подпрограммы 1).

Получат поддержку программы академических обменов между субъектами Российской Федерации, обеспечивающие распространение лучших практик, консолидацию профессионального сообщества. Для решения задачи обновления кадров системы общего образования в рамках основного мероприятия 2.7 будут осуществляться меры по привлечению лучших выпускников ведущих вузов на педагогическую работу, в том числе в рамках федеральных целевых программ (при принятии соответствующих решений).

Субъектам Российской Федерации рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как:

повышение заработной платы педагогических работников (с последовательным увеличением норматива финансового обеспечения);

повышение уровня дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификационной категории;

привлечение для работы в образовательные организации молодых педагогических кадров через выделение целевых субсидий, установление высокой стартовой зарплаты, "подъемные" для учителей в сельской местности, создание организаций с коллективами молодых педагогов, привлечение аспирантов вузов к преподаванию профильных предметов;

привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования;

стимулирование выхода на пенсию педагогов, достигших пенсионного возраста, в том числе через выплату единовременных пособий и создание альтернативных мест занятости для педагогов, вышедших на пенсию.

Для повышения качества преподавания и управления будут реализованы меры, направленные на формирование системы поддержки непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей, включающие:

внедрение моделей персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования;

создание конкурентной среды на рынке услуг дополнительного профессионального образования педагогов;

повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах, а также обучение учителей технологиям деятельностной педагогики;

создание и регулярное (не реже одного раза в год) обновление кадрового резерва руководителей системы общего образования и дополнительного образования детей;

переход на конкурсную основу отбора руководителей общеобразовательных организаций с публичным представлением кандидатами программы развития организаций;

введение профессиональных педагогических степеней, в том числе для педагогов-практиков;

создание современных центров педагогических компетенций (в том числе на базе структур методической службы), формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами;

поддержку профессиональных сообществ работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;

организацию академических обменов с партнерскими регионами, стажировок педагогов и руководителей образовательных организаций в лучших образовательных организациях в России и за рубежом.

Будет обеспечена эффективная интеграция систем повышения квалификации, оценки качества и аттестации педагогических кадров.

Реализация основного мероприятия направлена на достижение целевых показателей подпрограммы 2:

удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;

удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций (дошкольного образования - к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона, общего образования - к средней заработной плате в соответствующем регионе).

В результате реализации данного основного мероприятия:

будет завершен переход к эффективному контракту в сфере общего образования: средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 процентов к средней заработной плате в экономике субъекта Российской Федерации;

будут введены стандарты профессиональной деятельности и основанная на них система аттестации педагогов;

повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров, в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

увеличится доля педагогов, использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные;

все педагоги будут включены в программы повышения квалификации, предусматривающие возможность выбора программ с учетом индивидуальных планов профессионального развития;

в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

в субъектах Российской Федерации будет сформирован кадровый резерв руководителей системы общего образования и дополнительного образования детей, механизмы его регулярного обновления;

будут сформированы эффективные институты самоуправления в профессиональном педагогическом сообществе.

Сроки реализации основного мероприятия 2.7 - 2013 - 2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия являются:

в части организации и финансового обеспечения федеральных мероприятий по развитию кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей - Минобрнауки России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;

в части организации и финансового обеспечения региональных мероприятий по развитию кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.