Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 1.10 подпрограммы 1

Основное мероприятие 1.10 "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования" направлено на модернизацию системы педагогического образования; на обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, соответствующих задачам развития системы профессионального образования, модернизации региональных систем общего и профессионального образования и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов <1>.

--------------------------------

<1> Вопросы подготовки научно-педагогических кадров, деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации отражены в государственной программе Российской Федерации "Развитие науки и технологий".

В рамках основного мероприятия 1.10 будет выделяться финансовое обеспечение следующих видов деятельности.

Будет обеспечена модернизация системы педагогического образования. Переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования будут осуществляться с учетом мероприятий государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В ведущих университетах будут разработаны и реализованы: программы педагогической магистратуры, направленные на углубление предметной и формирование современной психолого-педагогической компетентности, освоение современных образовательных технологий, в том числе на базе основного непедагогического образования; магистерские программы по менеджменту для специалистов в области управления в образовании. Эти образовательные программы обеспечат подготовку педагогов к эффективной реализации программ углубленного и профильного обучения.

Также будут развернуты модульные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров международного уровня для всех уровней системы профессионального образования, включая внутрироссийские и зарубежные стажировки слушателей-управленцев организаций профессионального образования.

Будут разработаны и внедрены нормативные требования к уровню образования педагогов для допуска к обучению по профильным программам, для продвижения на высшую квалификационную категорию, для работы в качестве методистов.

Будут разработаны и внедрены:

профессиональные стандарты (рамки профессиональных компетенций) для педагогов и руководителей образовательных организаций, ориентированные на новые образовательные результаты;

система развития кадрового потенциала руководителей образовательных организаций (института кадрового резерва) и требование обязательного образования в области управления образовательными системами.

Будет обеспечен мониторинг состояния и результативности системы дополнительного профессионального педагогического образования, созданы условия для работы с кадровым резервом системы образования, обеспечено участие органов государственно-общественного управления в сфере образования в назначении руководителей образовательных организаций.

Особое внимание при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования будет уделено:

информационным технологиям и образовательным ресурсам нового поколения;

повышению квалификации преподавателей дисциплин, ориентированных на подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики;

повышению квалификации руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования детей;

подготовке и повышению квалификации специалистов для системы управления качеством образования, включая изучение и обобщение международного и отечественного опыта в подготовке специалистов для управления качеством образования;

формированию единой системы индикаторов и квалиметрии для оценки качества систем образования различных уровней;

организации стажировок на базе лучших зарубежных центров управления качеством образования;

изданию комплектов пособий для повышения квалификации специалистов системы управления качеством;

организации постоянно действующих региональных обучающих центров для специалистов системы управления качеством образования, созданию специализированных магистерских программ и аспирантуры по разработке инструментов оценки качества образования, в том числе в партнерстве с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами;

подготовке и переподготовке руководителей образовательных организаций и руководителей образования разных уровней;

организации стажировок педагогических и управленческих работников образования в лучших школах России и за рубежом;

внедрению новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников системы образования;

обеспечению готовности педагогических работников и управленческих кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования;

развитию системы профессиональных конкурсов и последующего сопровождения профессионального развития их участников;

поддержке сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала педагогических и управленческих кадров;

механизмам экспертизы основных образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования;

разработке и апробации новых форм педагогической практики студентов на базе образовательных учреждений, в том числе педагогической интернатуры;

реализации персонифицированных моделей финансирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

внедрению новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников системы образования;

обеспечению готовности педагогических работников и управленческих кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования;

развитию системы профессиональных конкурсов и последующего сопровождения профессионального развития их участников;

поддержке сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала педагогических и управленческих кадров;

механизмам экспертизы основных образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования;

разработке и апробации новых форм педагогической практики студентов на базе образовательных организаций, в том числе педагогической интернатуры.

Финансовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки будет осуществляться в рамках доведенных бюджетных ассигнований, за счет средств субъектов Российской Федерации в рамках их полномочий, а также в рамках мероприятий по подготовке управленческих кадров государственной программы Российской Федерации "Инновационная экономика и экономическое развитие".

В рамках основного мероприятия 1.10 будет осуществляться финансовое обеспечение государственного задания на услуги повышения квалификации работников системы образования (в том числе обеспечение условий его реализации) и государственного задания на реализацию услуг по подготовке специалистов сферы образования по программам магистратуры (направление подготовки "Педагогика и образование").

Наряду с этим будет обеспечена разработка моделей организации и механизмов финансирования персонифицированной системы повышения квалификации, подготовлены комплекты по методическому и содержательному сопровождению повышения квалификации, создан единый федеральный портал в рамках системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций по направлениям изменения содержания и организации управления образовательными организациями, их финансового и хозяйственного обеспечения, общественно-государственного управления, информационного обеспечения школьного менеджмента; будет создана федеральная инфотека (информационный банк) педагогического (управленческого) опыта.

В рамках данного мероприятия дальнейшее развитие получит система государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. Будут внедрены практические степени для педагогов, обеспечивающие создание системы карьерного роста педагогических работников.

Основное мероприятие 1.10 направлено на достижение следующих показателей:

а) Программы:

охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы;

б) подпрограммы 1:

удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования;

отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.

Результатами реализации основного мероприятия 1.10 станут:

увеличение числа федеральных государственных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих международный рекрутинг научно-педагогических работников (не менее 15 человек на протяжении 5 лет);

повышение привлекательности педагогической профессии и профессионального уровня преподавателей и управленческих кадров системы образования,

повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

Основное мероприятие 1.10 будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы - с 2013 по 2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия 1.10 являются:

в части разработки нормативного правового обеспечения повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников образования, разработки и реализации программы модернизации педагогического образования - Минобрнауки России;

в части организации повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров и их подготовки в государственных организациях профессионального образования субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.