Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов.

Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (млрд. долларов США)

Прогноз платежного баланса Российской Федерации

на 2013 - 2015 годы (млрд. долларов США)

┌───────────────────────────┬────────┬───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐

│ │2012 год│ 2013 год │ 2014 год │ 2015 год │

│ │(оценка)│ │ │ │

│ ├────────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┤

│ │ 109 │I ва- │II ва- │III ва-│I ва- │II ва- │III ва-│I ва- │II ва- │III ва-│

│ │долларов│риант │риант │риант │риант │риант │риант │риант │риант │риант │

│ │ США за │(73 │(97 │(121 │(76 │(101 │(126 │(78 │(104 │(130 │

│ │баррель │долла- │долла- │доллар │долла- │доллар │долла- │долла- │долла- │долла- │

│ │ │ра США │ров США│США за │ров США│США за │ров США│ров США│ра США │ров США│

│ │ │за бар-│за бар-│бар- │за бар-│бар- │за бар-│за бар-│за бар-│за бар-│

│ │ │рель) │рель) │рель) │рель) │рель) │рель) │рель) │рель) │брель) │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Счет текущих операций │ 83,4 │ 11,9 │ 31,0 │ 94,7 │ 5,8 │ 20,0 │ 84,4 │ -13,2 │ -3,8 │ 56,8 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Баланс товаров и услуг │ 151,3 │ 72,5 │ 101,9 │ 172,0 │ 68,0 │ 97,3 │ 174,3 │ 52,3 │ 78,0 │ 150,2 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Экспорт товаров и услуг│ 597,4 │ 485,1 │ 575,9 │ 664,2 │ 500,8 │ 610,7 │ 719,1 │ 515,4 │ 637,9 │ 755,8 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Импорт товаров и услуг │ -446,1 │-412,7 │-474,0 │-492,1 │-432,8 │-513,4 │-544,7 │-463,1 │-559,9 │-605,6 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Баланс первичных и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ вторичных доходов │ -68,0 │ -60,5 │ -71,0 │ -77,4 │ -62,2 │ -77,3 │ -89,9 │ -65,4 │ -81,8 │ -93,4 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Счет операций с │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ капиталом │ -4,8 │ -10,0 │ -10,0 │ -10,0 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │ 0,0 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Сальдо счета текущих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│операций и счета операций │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│с капиталом │ 78,6 │ 1,9 │ 21,0 │ 84,7 │ 5,8 │ 20,0 │ 84,4 │ -13,2 │ -3,8 │ 56,8 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Финансовый счет (кроме │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│резервных активов) │ -61,1 │ -22,2 │ 2,8 │ 13,2 │ -12,9 │ 2,1 │ 7,4 │ -7,5 │ 17,5 │ 21,5 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Сектор государственного│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ управления и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ центральный банк │ 5,9 │ 12,8 │ 12,8 │ 13,2 │ 2,1 │ 2,1 │ 2,4 │ 2,5 │ 2,5 │ 1,5 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ Частный сектор (включая│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ чистые ошибки и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ пропуски) │ -67,0 │ -35,0 │ -10,0 │ 0,0 │ -15,0 │ 0,0 │ 5,0 │ -10,0 │ 15,0 │ 20,0 │

├───────────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Изменение валютных резервов│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│("+" - снижение, "-" - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рост) │ -17,5 │ 20,2 │ -23,8 │ -97,9 │ 7,1 │ -22,1 │ -91,9 │ 20,7 │ -13,7 │ -78,4 │

└───────────────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

Примечание. Платежный баланс Российской Федерации разработан по методологии шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6) МВФ; использование знаков соответствует РПБ5.

Сектор государственного управления и центральный банк сократят чистые иностранные активы на 12,8 - 13,2 млрд. долларов США как за счет прощения задолженности по внешнему государственному долгу, так и за счет предполагаемого выпуска ценных бумаг.

В 2013 году в первом варианте в условиях заметно сократившегося сальдо счета текущих операций и дефицита финансового счета снижение международных резервов России может достичь 20,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах прирост резервов на 23,8 и 97,9 млрд. долларов США соответственно будет следствием совокупного положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета.

В среднесрочной перспективе (до 2015 года) баланс товаров и услуг будет складываться при опережающем росте импорта по сравнению с экспортом. Одним из факторов, сдерживающих динамику экспорта товаров во всех вариантах прогноза, станет отсутствие роста физического объема вывоза топливно-энергетических товаров. Наряду с этим ежегодный темп прироста импорта товаров замедлится относительно средней величины за последние десять лет в 2 - 5 раз. Наибольшее сокращение положительного сальдо торговли товарами и услугами прогнозируется в 2015 году по первому варианту, в рамках которого по сравнению с 2012 годом профицит уменьшится в 2,9 раза. По второму варианту положительный итог внешней торговли товарами и услугами снизится в 2015 году до 78,0 млрд. долларов США. Лишь в третьем варианте в 2015 году профицит баланса товаров и услуг сохранится на уровне 2012 года. Во всех вариантах прогнозируется постепенное расширение дефицита баланса первичных и вторичных доходов (до 93,4 млрд. долларов США в 2015 году). В этих условиях сальдо счета текущих операций в первом и втором вариантах перейдет от положительного значения в 2014 году к отрицательному значению в 2015 году и составит 13,2 и 3,8 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте профицит счета текущих операций сохранится, однако его величина в 2015 году уменьшится по сравнению с 2012 годом почти на треть.

Недостаток поступлений от текущих операций в 2014 - 2015 годах при возрастающей потребности экономики в ресурсах для финансирования внутренних инвестиций обусловит необходимость увеличения использования средств из внешних источников. Как предполагается, резиденты расширят их привлечение на фоне сохранения положительного спреда между ставками российского и международного рынков капитала. Однако устойчивый ввоз частного капитала на чистой основе прогнозируется лишь в третьем варианте в объеме до 20 млрд. долларов США. Во втором варианте потоки частных инвестиций в 2014 году будут сбалансированными и лишь в 2015 году сложатся в пользу нетто-ввоза в объеме 15 млрд. долларов США. В первом варианте вывоз капитала банками и прочими секторами продолжится, хотя в 2015 году его объем сократится до 10 млрд. долларов США.

Прогнозируемая динамика финансового счета и счета текущих операций определит устойчивый нетто-приток валютных ресурсов на внутренний рынок в третьем варианте прогноза. В этих условиях вероятный объем накопления резервных активов Банком России достигнет 91,9 млрд. долларов США в 2014 году и 78,4 млрд. долларов США в 2015 году. Значительные размеры наращивания международных резервов будут связаны в основном с планируемым пополнением Резервного фонда в соответствии с действием нового бюджетного правила в условиях цен на нефть, превышающих базовые уровни. Во втором варианте прирост резервов в 2014 и 2015 годах составит 22,1 и 13,7 млрд. долларов США соответственно. В первом варианте сокращение резервных активов на 7,1 млрд. долларов США в 2014 году и на 20,7 млрд. долларов США в 2015 году будет связано с уменьшением притока валютных ресурсов в экономику.