3.3. Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Обеспечение возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения

Федеральным законом N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (пункт 2 статьи 8).

Такой контроль следует рассматривать как частный случай контроля за сохранностью имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление которого регулируется статьями 19 - 23 Федерального закона N 48-ФЗ. Поэтому осуществление данного вида контроля рекомендуется отнести к компетенции органа опеки и попечительства субъекта РФ.

Активная роль в обеспечении сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя которых либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принадлежит непосредственно законным представителям несовершеннолетних, выполняющим свои обязанности под контролем органа опеки и попечительства субъекта РФ.

Орган опеки и попечительства субъекта РФ взаимодействует с заинтересованными органами и организациями на территории субъекта РФ в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.

Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.

Орган опеки и попечительства субъекта РФ должен:

предотвращать незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;

не допускать вселения в жилое помещение посторонних лиц с нарушением прав детей;

устанавливать (признавать) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;

обеспечивать выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;

обеспечивать проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;

принимать меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на период нахождения лица под опекой (попечительством);

обеспечивать эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) в отношении детей с выгодой для них и поддержание санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;

принимать меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих предусмотренными Перечнем заболеваниями;

принимать в случае необходимости меры по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания.

Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства субъекта РФ может осуществлять только во взаимодействии с другими органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при условии установления соответствующих льгот в законодательстве субъекта РФ <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон.

Контроль за сохранностью жилых помещений должен осуществляться:

в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до совершеннолетия детей либо приобретения ими дееспособности в полном объеме ранее этого возраста;

в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании попечительства либо, если проживание в жилом помещении признано невозможным, до предоставления указанным лицам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.

При обеспечении сохранности и надлежащего состояния жилого помещения, собственником которого является лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует иметь в виду, что обязанность заботиться об имуществе подопечных, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению из него дохода возложена Федеральным законом N 48-ФЗ на опекунов и попечителей. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (часть 4 статьи 18). В то же время законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены оказание содействия в осуществлении текущего ремонта таких жилых помещений и (или) оплата их необходимого ремонта также за счет дополнительных источников.

Право пользования жилыми помещениями, нанимателями или членами семьи нанимателя которых по договору социального найма являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняется у указанных лиц, несмотря на их проживание по месту устройства и воспитания. Это право сохраняется детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после признания уполномоченным органом субъекта РФ невозможным их проживания в жилых помещениях вплоть до предоставления указанным лицам жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до момента предоставления им жилого помещения специализированного жилищного фонда не могут считаться утратившими право пользования жилым помещением на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".