Рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан

Рекомендации по осуществлению органами

государственной власти субъектов Российской Федерации

и органами местного самоуправления мониторинга ситуации

в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение

информационно-разъяснительной работы с гражданами

по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных

услуг и созданию системы общественного контроля с участием

объединений защиты прав потребителей, общественных

организаций и иных некоммерческих организаций

для систематизации работы с обращениями граждан

Данные рекомендации разработаны Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании анализа практики применения законодательства Российской Федерации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций, для систематизации работы с обращениями граждан.

Работу по реализации данных рекомендаций в целях устранения условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рекомендуется ориентировать на решение задач по следующим направлениям.

Первое направление - информирование населения: о положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, правах и обязанностях участников жилищных отношений и системе контроля за организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами.

Информирование населения позволит обеспечить решение следующих задач:

побуждение граждан для более открытого и действенного участия в процессе принятия решений в сфере управления жилищным фондом;

формирование доверия к власти при решении проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

формирование новых инструментов и методов взаимодействия с населением, организации полноценной обратной связи.

Данное направление рекомендуется реализовывать путем организации взаимодействия со средствами массовой информации и проведения встреч руководства региональных государственных жилищных инспекций с населением, общественными и некоммерческими организациями.

При проведении информационно-разъяснительной работы предлагается задействовать средства массовой информации, а также использовать специально подготовленные тематические брошюры;

вовлечение наиболее активной части населения к решению вопросов управления МКД, через участие в анкетировании;

создание основы для оптимальной и эффективной организации проверок управляющих организаций;

направление результатов мониторинга правонарушений в сфере управления жилищным фондом в контрольный орган субъекта Российской Федерации для принятия решений в сфере управления жилищным фондом.

Данное направление рекомендуется решать с помощью мониторинга правонарушений, проведения "горячей линии" по управлению жилищным фондом и анкетирования населения.

Основные вопросы мониторинга правонарушений в сфере управления жилищным фондом должны отражать имеющиеся нарушения, в том числе:

нарушение условий договора управления;

правомерность выбора способа управления домом (выбор УК или создание ТСЖ);

нарушения порядка проведения общего собрания ТСЖ и другие вопросы.

По результатам "горячей линии" необходимо давать устные юридические консультации по вопросам, не требующим проведения проверки. По вопросам, требующим проведения проверок, последние должны проводиться в установленном порядке. По результатам проверок в случаях выявления нарушений должны приниматься соответствующие меры.

Анкетирование может проводится как силами специалистов органов государственного жилищного контроля (надзора), так и силами территориальных органов местного самоуправления (ТОСами) или иными общественными или некоммерческими организациями.

Для проведения данного мероприятия предлагается разработать анкету с вопросами, позволяющими оценить качество управления.

Желающие принять участие в анкетировании должны иметь возможность заполнить анкету на сайте органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В ходе анкетирования рекомендуется исследовать вопросы о доступности отчетов о деятельности управляющей компании, информации о необходимости проведения ремонтных работ на доме и требуемых финансовых средств. Результаты анкетирования должны отражать следующие итоги: процент жителей, довольных работой своей управляющей компании, процент граждан, желающих поменять управляющую компанию, и процент граждан, не желающих менять управляющую компанию, но требующих приведения их работы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Выводы по результатам анкетирования позволят принять решения по улучшению качества управления жилищным фондом, в т.ч. по определению наиболее проблемных управляющих компаний, которые должны быть включены в число первоочередных по плановым проверкам.

Данные мероприятия позволят выявить и устранить правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также оценить удовлетворенность населения качеством управления жилищным фондом.

При подготовке тематических брошюр рекомендуется учитывать местные и региональные особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в регионе или муниципальном образовании с учетом специфики деятельности и состава организаций коммунального комплекса, структуры собственности и форм управления жилищным фондом.

Рекомендуется подготовка информационно-разъяснительных материалов и тематических брошюр по темам:

Плата за жилищные услуги;

Тарифы и оплата коммунальных услуг;

Новые Правила предоставления коммунальных услуг. Основное об изменении условий предоставления и расчетов за коммунальные услуги;

Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в МКД;

Новое в организации управления многоквартирными домами в соответствии с изменениями жилищного законодательства.

Для подготовки желательно использовать информацию, основанную на обобщении обращений граждан на сданные в регионах "горячие линии", а также поступающие в органы Госжилинспекций и тарифных органов.

В указанных тематических брошюрах рекомендуется освещать вопросы рационального использования коммунальных ресурсов, способов сэкономить на оплате коммунальных услуг, вопросы по приборам учета, а также предоставлять контактную информацию региональных тарифных органов;

При необходимости для подготовки информационно-разъяснительных материалов рекомендуется использовать информацию, размещенную на Интернет-сайте Минрегиона России.

Второе направление - информирование субъектов, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами: о системе контроля за их деятельностью с целью повышения качества управления жилищным фондом, снижения рисков дестабилизации рынка управления жилищным фондом и социальной напряженности среди населения.

Решаемые задачи:

информирование субъектов контроля о порядке, способах и условиях проведения надзорных мероприятий;

предупреждение правонарушений в сфере управления жилищным фондом.

Данное направление рекомендуется реализовывать путем организации семинаров с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, курсов повышения квалификации или подготовки кадров по управлению многоквартирными домами.

Третье направление - мониторинг рынка качества управления жилищным фондом в целях получения в короткие сроки объективной информации о состоянии рынка управления жилищным фондом.

Решаемые задачи:

оценка качества управления жилищным фондом;

выявление проблемных вопросов в сфере управления жилищным фондом и принятие оперативных мер по их устранению;

оценка удовлетворенности населения качеством управления жилищным фондом;

о создании системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан.

Информационный ресурс субъекта Российской Федерации формируется на основании информации муниципальных органов исполнительной власти.

Информация предоставляется муниципальными органами исполнительной власти в электронной форме и дублируется путем письменного заполнения соответствующих разделов электронного документа о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

Регламент предоставления информации и электронные формы предоставления информации утверждаются правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пятое направление - создание системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, НП "ЖКХ Развитие" и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан по возникающим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С этой целью организации системы общественного контроля рекомендуем создать при высшем исполнительном органе субъекта Российской Федерации координационный и совещательный орган - Общественный совет по проблемам жилищно-коммунального хозяйства (далее - Общественный совет).

Создание и деятельность Общественного совета позволят улучшить качество рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе своевременно реагировать на обращения, анализировать существующие проблемы и нарушения в этой сфере, не допускать или своевременно минимизировать социальное напряжение и протестные настроения населения.

В состав Общественных советов рекомендуем включать представителей наиболее авторитетных общественных организаций, активно занимающихся защитой прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организаций коммунального комплекса, управляющих организаций (при наличии ассоциаций или иных объединений управляющих организаций - представителей таких объединений), правоохранительных органов, региональной общественной палаты, представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Организационная и материально-техническая поддержка деятельности Общественного совета осуществляется субъектом Российской Федерации.

Соответствующую работу по созданию Общественных советов целесообразно организовать во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.