Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование информационной базы о средних потребительских цепах для расчета индекса стоимости жизни

Формирование информационной базы о средних потребительских

цепах для расчета индекса стоимости жизни

Для определения индексов стоимости жизни в отдельных городах и Российской Федерации в целом используются средние потребительские цены и тарифы на товары и услуги, исчисленные на основе данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в базовых городах, в которых организовано наблюдение за ними в рамках ежемесячного исчисления ИПЦ.

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.).

Формирование выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг осуществлено на основе следующих требований:

регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;

наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (ЗАО, ОАО, ООО и т.п.);

для организации наблюдения за ценами в каждом городе отобраны крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания);

фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включены в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя;

регистрация цен осуществляется также на городских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;

в число наблюдаемых объектов не включены организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.

Регистрация цен и тарифов осуществляется ежемесячно по полному перечню товаров (услуг)-представителей с 21 по 25 число отчетного месяца.

Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого населением наличными деньгами или посредством банковской карты.

Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие прямые и косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети.

Наблюдение за ценами осуществляется как на товары отечественного производства, так и импортные товары.

Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению.

На каждый товар (услугу)-представитель регистрируется такое количество ценовых котировок, которое позволяет репрезентативно определить его среднюю цену. Как правило, это не менее 5 ценовых котировок (в большинстве случаев 5 - 10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.

По большинству товаров количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) отражает реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивает возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.

По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.

Средние цены для расчета индекса стоимости жизни исчисляются в рамках ежемесячного наблюдения за потребительскими ценами, организованного с целью расчета индекса потребительских цен. Поскольку на уровне формирования элементарных агрегатов отсутствует структура покупок конкретных товаров в различных торговых организациях, а уровень цен при этом имеет существенные различия, в соответствии с действующими международными рекомендациями при определении средних цен предлагается использовать формулу средней геометрической простой.

00000001.wmz, (1)

где:

00000002.wmz - средняя потребительская цена (тариф) в отчетном месяце на j-й товар (услугу)-представитель в i-том городе;

00000003.wmz, 00000004.wmz,... 00000005.wmz - цены на виды товаров (услуг) с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированные в различных организациях торговли и сферы услуг i-того города в отчетном месяце (ценовые котировки) в рамках j-того товара (услуги)-представителя;

1...n - ценовые котировки, зарегистрированные в отдельном городе в отчетном месяце;

j - товар-представитель;

i - город, в котором осуществляется наблюдение за потребительскими ценами.