Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Таблица 2. Среднегодовое количество заклейменных ювелирных изделий за период 2007 - 2011 гг.

Таблица 2

Среднегодовое количество заклейменных ювелирных изделий

за период 2007 - 2011 гг.

┌──────────────────────────────────┬────────────────────┬─────────────────┐

│ Период, годы │ 2007 - 2008 │ 2009 - 2011 │

├──────────────────────────────────┼────────────────────┼─────────────────┤

│ Среднегодовое количество │ │ │

│заклейменных изделий, млн. единиц │ 85 │ 83 │

└──────────────────────────────────┴────────────────────┴─────────────────┘

Представляется, что указанная норма Инструкции способствует организации выполнения операций по опробованию и клеймению ювелирных изделий не самым оптимальным способом, так как на длительный срок "замораживает" (изымает из оборота) оборотные средства производителей, что приводит к неоправданным издержкам предпринимателей. По итогам проведения публичных консультаций в отношении нормативного акта субъектами ювелирной промышленности среди прочего представлены данные о технологических и организационных условиях, обосновывающих возможность соблюдения сроков опробования и клеймения продолжительностью до трех дней, а также содержатся предложения, реализация которых способна привести к повышению эффективности осуществления госинспекциями опробования и клеймения ювелирных изделий (пункты 2 - 8 Приложения 2 к настоящему заключению).

Кроме того, необходимо учитывать, что указанная норма способствует возникновению существенных рисков ведения предпринимательской деятельности вследствие того, что на практике оборотные средства производителей ювелирных изделий имеют кредитную основу. Таким образом, рассматриваемая норма на практике приводит к необоснованному существенному увеличению затрат производителей ювелирных изделий на формирование дополнительных оборотных средств и негативно влияет на конкурентоспособность производителей отечественных ювелирных изделий на мировом рынке.

Дополнительно необходимо отметить и то, что на практике данное положение Инструкции не позволяет российским ювелирным производителям гарантировать своевременное исполнение собственных обязательств по соответствующим контрактам среди прочего вследствие того, что фактически установлено право работников госинспекций увеличивать десятидневный срок на неопределенный период, мотивируя такое увеличение срока невозможностью выполнения пробирных операций в установленный срок. Положение рассматриваемой нормы Инструкции о согласовании со сдатчиком ювелирных изделий дополнительного срока выполнения пробирных операций свыше предусмотренных 10 дней представляется неопределенным. Так, остаются неясными критерии, определяющие невозможность выполнения пробирных операций госинспекцией; не определен порядок указанного согласования со сдатчиком необходимости продления выполнения пробирных операций; не установлена ответственность должностных лиц госинспекции за неправомерное продление установленного срока опробования и клеймения. Кроме того, рассматриваемая норма Инструкции допускает возможность ее избирательного применения, а именно осуществления опробования в сокращенные либо максимально возможные сроки в зависимости от неопределенных факторов, а также и увеличение таких сроков в отношении отдельных сдатчиков.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложение N 3 не приводится.

Согласно оценке, представленной представителями ювелирной промышленности в ходе проведения публичных консультаций в отношении нормативного акта, рассматриваемая норма на практике приводит к возникновению существенных расходов субъектов предпринимательской деятельности и к недополучению доходов соответствующих бюджетов Российской Федерации (расчет таких расходов приведен в Приложении 3 к настоящему заключению). Так, согласно указанным оценкам:

а) затраты субъектов предпринимательской деятельности, направленные на уплату установленной государственной пошлины, уплаченные за клеймение изделий из золота и серебра, составляют ежегодно 707,18 млн. рублей;

б) затраты субъектов предпринимательской деятельности, связанные с отвлечением оборотных активов и использованием кредитных ресурсов по средней ставке привлечения 13%, составляют ежегодно 838,19 млн. рублей;

в) совокупные потери соответствующих бюджетов Российской Федерации от недополучения налоговых поступлений, возникших вследствие отвлечения изделий из оборота в целях проведения опробирования (исходя из налоговой ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения 6%), составляют ежегодно 386,45 млн. рублей.

Таким образом, ювелирная отрасль ежегодно несет материальные потери в размере около 1 545,36 млн. рублей (по совокупности применения пункта 2.4 Инструкции и норм статьи 333.31 второй части Налогового кодекса Российской Федерации), государство недополучает 386,45 млн. рублей (в результате применения пункта 2.4 Инструкции).

Таким образом, на практике указанная норма Инструкции способствует возникновению необоснованных расходов, избыточных административных и иных ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также необоснованному недополучению доходов бюджетной системы Российской Федерации.

3.4. Согласно пункту 3.2.1 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой контрольному анализу подвергаются предъявленные на опробование и клеймение платиновые, золотые, палладиевые и серебряные изделия согласно нормативным документам на методы анализа и нормам отбора проб на анализ, а также изделия, вызвавшие сомнение при опробовании. В целях указанной нормы Инструкции, анализы изделий, полуфабрикатов, сплавов и других материалов, содержащих драгоценные металлы, проводятся по действующим ГОСТам на методы анализа, ОСТам, ТУ и аттестованным методикам. При этом изделия, вызвавшие сомнение при опробовании, подвергаются контрольным анализам независимо от количества. Согласно позиции субъектов предпринимательской деятельности, полученной в ходе проведения публичных консультаций по нормативному акту, зачастую под контрольным анализом ювелирных изделий понимается метод, связанный с разрушением изделий, что приводит к значительным материальным издержкам ювелирных предприятий. Кроме того, такая реализация указанной нормы на практике способствует необоснованному увеличению фискальной нагрузки на добросовестных производителей. При этом необходимо обратить внимание на то, что нормами Инструкции методы разрушающего контроля прямо не предусмотрены, но и не исключены.

Таким образом, опробование и клеймение ювелирных изделий, поступающих в госинспекции от сдатчиков, осуществляются с помощью технологий, не нарушающих целостность указанных изделий. Вместе с тем, предусмотренный Инструкцией окончательный анализ химического состава изделий на практике осуществляется с помощью разрушающей технологии. Указанная технология предусматривает механическое отторжение определенной части корпуса у каждого отобранного для анализа изделия (взятие навесок на анализ) и последующий химический анализ металла изъятых частей (подпункт 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Инструкции). В условиях наличия современных технологий анализа, не приводящих к разрушению изделий, представляется целесообразным признать разрушающий метод контроля устаревшим и в долгосрочном плане неэффективным. В целях учета изложенного требуется внести соответствующие изменения в Инструкцию и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы федерального пробирного надзора.

Дополнительно необходимо обратить внимание, что используемые на практике разрушающие методы контроля не соответствуют сложившейся международной практике контроля и анализа ювелирных изделий.

Кроме того, возможность использования разрушающих методов анализа ювелирных изделий госинспекциями на практике способна приводить к рискам невыполнения российскими производителями заключенных контрактов на поставку ювелирных изделий вследствие утери части изделий, представленных на опробирование и разрушенных в ходе контрольного анализа с применением разрушающих методов.

Таким образом, представляется целесообразным доработать Инструкцию с целью установления запрета госинспекции использовать разрушающие методы анализа ювелирных изделий, принадлежащих сдатчику, при осуществлении контрольного анализа.

3.5. Согласно пункту 3.3.3 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой выявленные в партии изделия, не соответствующие заявленной пробе, клеймятся ближайшей нижней установленной пробой. Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и возвращаются сдатчику в неклейменном виде.

Представляется, что указанная норма Инструкции имеет смысловое противоречие с целью регулирования, заявленной законом N 41-ФЗ. Так, согласно части 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор среди прочего осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции. Представляется, что рассматриваемая норма на практике способна приводить к введению потребителя в заблуждение относительно фактического процентного содержания драгоценного металла в сплаве, из которого изготовлено ювелирное изделие или его части. Кроме того, данное положение Инструкции в ряде случаев может не соответствовать существующим международным практикам, так как во многих зарубежных странах при изготовлении ювелирных изделий широко используются сплавы с меньшим процентным содержанием драгоценных металлов, чем установлено российскими минимальными пробами. Этот фактор ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, снижает конкурентоспособность российских производителей на внутреннем рынке и снижение их экспортного потенциала.