Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение 4. Позиция Минфина России по проекту заключения по итогам экспертизы приказа Минфина России от 11 января 2009 года N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора", представленного письмом Минэкономразвития России от 9 июля 2012 г. N Д26и-1835

Приложение 4

к заключению об экспертизе

приказа Минфина России

от 11 января 2009 г. N 1н

"Об утверждении Инструкции

по осуществлению

пробирного надзора"

ПОЗИЦИЯ

МИНФИНА РОССИИ ПО ПРОЕКТУ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ИТОГАМ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИКАЗА МИНФИНА РОССИИ ОТ 11 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА N 1Н

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОБИРНОГО

НАДЗОРА", ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПИСЬМОМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

РОССИИ ОТ 9 ИЮЛЯ 2012 Г. N Д26И-1835

1. В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь именники, которые регистрируются ежегодно в госинспекциях, и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.

Обязанность для импортера иметь именники и проставлять их оттиски на ввозимые ими изделия постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" не установлена.

Минфин России не наделен полномочиями по введению в отношении импортеров новых требований, в том числе возложению на импортеров обязанности иметь и регистрировать в государственных инспекциях пробирного надзора именники импортера.

Именник - это знак изготовителя, который проставляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на изготовленных ими изделиях и содержит в зашифрованном виде информацию о годе изготовления изделия, госинспекции, в которой изготовитель состоит на специальном учете, и изготовителе изделия.

Информация, зашифрованная в именнике изготовителя, носит специальный характер и предназначена исключительно для идентификации и учета госинспекциями изделий, предъявляемых для опробования и клеймения российскими производителями.

Именник не служит целям защиты прав потребителей в контексте понятий законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, поскольку не содержит в понятном для потребителя виде необходимой информации об изделии, обеспечивающей потребителю возможность правильного выбора.

Таким образом, введение предлагаемой нормы в Инструкцию по осуществлению пробирного надзора, утвержденную приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов".

Кроме того, во избежание ущемления прав импортеров ювелирных и других бытовых изделий считаем целесообразным привлечь их представителей к обсуждению предлагаемых изменений.

2. В период с 2007 по 2008 год действовала Инструкция по осуществлению пробирного надзора, утвержденная приказом Роскомдрагмета от 23 июня 1995 г. N 182, пунктом 4.5 которой срок выполнения пробирных операций устанавливался не более трех дней.

По данным ФКУ "Пробирная палата России" за период с 2007 по 2008 год:

- было заклеймено в среднем 85 млн. шт. ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов (далее - изделия) в год;

- основная часть изделий (в среднем 68,65%) была заклеймена в течение 4 - 10 дней, при этом в течение 1 - 3 дней было заклеймено 21,6% изделий, а доля изделий, в отношении которых пробирные операции осуществлялись свыше 10 дней, составила 9,75% от общего количества изделий, представленных на опробование и клеймение.

Основываясь на анализе данных о фактических затратах времени на проведение пробирных операций, которые в 2007 - 2008 гг. составляли в среднем 10 дней, пунктом 2.4 Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, срок выполнения пробирных операций был установлен в пределах 10 календарных дней.

Согласно данным ФКУ "Пробирная палата России" в 2009 - 2011 гг. объем изделий, представленных на опробование и клеймение, изменился незначительно и составил в среднем более 83 млн. шт. изделий в год. При этом за указанный период в пределах 10-дневного срока было опробовано и заклеймено около 97% изделий от общего количества изделий, представленных на опробование и клеймение.

Исходя из технологических операций, включающих в себя приемку (взвешивание, пересчет изделий, заполнение унифицированных форм, начисление государственной пошлины и т.д.), опробование, химический анализ, клеймение и выдачу изделий, выполнение пробирных операций в отношении 100% поступающих изделий в течение трех календарных дней не представляется возможным.

Вместе с тем пунктом 2.4 Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, установлен верхний предел срока выполнения пробирных операций для изделий отечественного производства - 10 календарных дней. Нижний предел Инструкцией не установлен.

Приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 9 июля 2012 г. N 115 "Об установлении сроков выполнения пробирных операций" с 1 августа 2012 г. установлен срок выполнения пробирных операций в отношении изделий, изготовленных на территории Российской Федерации, в пределах 5 рабочих дней.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 333.32 Налогового кодекса Российской Федерации за проведение опробования и клеймения по желанию организации или индивидуального предпринимателя, для которых эти действия совершаются в более короткие сроки, государственная пошлина взимается в увеличенных размерах:

- при выдаче заклейменных изделий в течение одних суток с момента принятия изделий - на 200 процентов;

- при выдаче заклейменных изделий в течение двух суток с момента принятия изделий - на 100 процентов.

По вопросу установления критериев, при которых госинспекция не в состоянии выполнить пробирные операции, порядка согласования дополнительного срока выполнения пробирных операций, считаем необходимым отметить, что Инструкция по осуществлению пробирного надзора, утвержденная приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, возможно, содержит излишне либеральный подход к увеличению срока выполнения пробирных операций, в то время как действующие административные регламенты по выполнению каких-либо государственных функций (оказанию государственных услуг) вообще не предусматривают саму возможность согласования чего-либо с лицом, обращающимся за выполнением государственной функции (оказанием государственной услуги), а устанавливает уведомительный порядок изменения срока выполнения государственной функции (оказания государственной услуги).

3. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" инструкции и методические указания по проведению опробования, отбора проб и анализов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов не должны содержать частей, изготовленных из недрагоценных металлов, за исключением:

механизмов часов, зажигалок и подобных изделий, которые не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам;

лезвий ножей, винтовых частей штопоров и подобных частей изделий, которые не могут быть изготовлены из драгоценных металлов;

пружин;

осей шарниров;

булавок брошей и подобных изделий.

Пункт 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" содержит прямой запрет на заполнение полостей в изделиях неметаллическими материалами, за исключением ручек ножей, вилок и других столовых приборов в количествах, необходимых для их закрепления.

Разделом 3 "Опробование, анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов" Инструкции по осуществлению пробирного надзора, утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, установлены следующие нормы отбора изделий на контрольный анализ:

от изделий, поступающих от отечественных изготовителей:

золотых:

- одно изделие в среднем от 0,5 - 2,5 кг с учетом нарастающего итога по каждому изготовителю;

- часовых корпусов - одно изделие от 10 кг;

- шаброванием от партии крупногабаритных изделий (в т.ч. столовых принадлежностей), масса сплава не менее 1 г от одного (нескольких) изделий;

серебряных - при предъявлении:

а) от 50 до 500 шт. - одно изделие;

б) до 1000 шт. - два изделия;

в) при предъявлении более 1000 шт. на каждые 1000 шт. дополнительно отбирается одно изделие;

- от часовых корпусов - от 100 шт. до 1000 шт. - одно изделие. При предъявлении более 1000 шт. на каждые 1000 шт. дополнительно отбирается одно изделие;

- шаброванием от партии крупногабаритных изделий (в т.ч. столовых принадлежностей), масса сплава не менее 2 г от одного (нескольких) изделий.

Проведение химического анализа ювелирных изделий - это одна из пробирных операций, являющаяся контрольной и окончательной в определении содержания драгоценного металла в сплаве, из которого изготовлено изделие.

Контрольный анализ является обязательным при осуществлении пробирного надзора во всех странах, где он предусмотрен. Это и бывшие республики Советского Союза (Белоруссия, Украина, Молдова, Узбекистан, Киргизия, Литва, Латвия, Эстония) и зарубежные страны (Великобритания, Чехия, Польша, Венгрия, Болгария, Австрия, Испания, Швеция, Швейцария и т.д.). Обязательное проведение анализа предусмотрено также Конвенцией по опробованию и клеймению изделий из драгоценных металлов (Приложение N 2 к Конвенции: "Контроль, обеспечиваемый пробирными учреждениями").

Свойство драгоценных и цветных металлов образовывать при остывании расплавленной массы наряду с твердыми растворами механические смеси с пониженной и химические соединения с повышенной температурой плавления может явиться причиной неравномерного распределения компонентов сплава и, как следствие, содержание пробообразующего металла в изделиях, изготовленных из одного сплава, может быть различным за счет неоднородности.

Предъявляемые изделия подвергаются опробованию на пробирном камне с помощью пробирных реактивов. Это неразрушающий метод исследования, позволяющий проанализировать только поверхность изделия и не позволяющий достоверно установить состав сплава, его однородность (глубина анализа не более 10 микрон, при возможностях современного производства покрывать изделия из недрагоценных металлов слоем драгоценного металла более 15 микрон).

Перед клеймением изделия для подтверждения результатов экспресс анализа (опробования) должны быть подвергнуты контрольному химическому (разрушающему) анализу. Контрольный (разрушающий) анализ позволяет исследовать не только поверхность изделия, но и его внутреннюю часть, достоверно установить состав сплава, его однородность, отсутствие в изделии недопустимых компонентов. Погрешности химического анализа золота методом купелирования - 0,5 пробы, серебра потенциометрическим титрованием - 1,1 пробы.

Таким образом, контрольный (разрушающий) анализ является самым точным методом определения содержания драгоценных металлов в сплавах, позволяющим достоверно установить состав сплава, его однородность, отсутствие в изделии недопустимых компонентов.

Методы контрольного (химического) анализа, кроме того, являются арбитражными, ими пользуются при анализе драгоценных металлов во всем мире в соответствии с международными стандартами ИСО.

В арсенале госинспекций пробирного надзора имеется рентгенофлуоресцентный метод анализа, являющийся неразрушающим. Однако погрешность метода - 9 проб позволяет использовать его только как вспомогательный, при определении лигатурного состава сплава, при подборе пробирной иглы и не позволяет использовать данный метод в качестве контрольного.

Таким образом, не представляется возможным обеспечить соблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов", используя исключительно неразрушающие методы анализа и не используя контрольный (разрушающий) анализ ювелирных и других бытовых изделий.

4. В соответствии с абзацем восьмым пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Правительство Российской Федерации устанавливает порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов.

Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" в Российской Федерации для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:

платиновая 950 (девятьсот пятидесятая)

платиновая 900 (девятисотая)

платиновая 850 (восемьсот пятидесятая)

золотая 999 (девятьсот девяносто девятая)

золотая 958 (девятьсот пятьдесят восьмая)

золотая 750 (семьсот пятидесятая)

золотая 585 (пятьсот восемьдесят пятая)

золотая 500 (пятисотая)

золотая 375 (триста семьдесят пятая)

серебряная 999 (девятьсот девяносто девятая)

серебряная 960 (девятьсот шестидесятая)

серебряная 925 (девятьсот двадцать пятая)

серебряная 875 (восемьсот семьдесят пятая)

серебряная 830 (восемьсот тридцатая)

серебряная 800 (восьмисотая)

палладиевая 850 (восемьсот пятидесятая)

палладиевая 500 (пятисотая).

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" производство или продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, в том числе ввезенные в Российскую Федерацию для продажи, имеющие пробу ниже одной из установленных настоящим постановлением для соответствующего драгоценного металла проб, должны быть заклеймены по ближайшей нижней установленной пробе. Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и реализации как изделия из драгоценных металлов.

Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Инструкцию по осуществлению пробирного надзора, утвержденную приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, противоречит пунктам 8 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов".