<Информация> Росалкогольтабакконтроля "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы (раздел "Лицензирование")"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА АЛКОГОЛЬНЫМ

И ТАБАЧНЫМ РЫНКАМИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТЫ

НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

(РАЗДЕЛ "ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ")

Вопрос: Относится ли оборудование для переработки барды, а также для хранения зерна к основному технологическому оборудованию?

Ответ: Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 405 (далее - Перечень).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.

При этом согласно положениям пункта 1 Порядка полной переработки и утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях и соответствующие перечни технологического оборудования, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 400, полная переработка барды (основного отхода спиртового производства) является частью производства этилового спирта.

Приказом Минфина России от 29.11.2021 N 196н утверждены Требования к производственным и складским помещениям, используемым для производства и оборота этилового спирта (за исключением спиртов винного, виноградного, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), в соответствии с пунктом 2 которых к производственным помещениям относятся, в том числе помещения для приемки и хранения сырья, помещения бардопереработки.

На основании изложенного, к основному технологическому оборудованию для производства и оборота этилового спирта относится оборудование, перечисленное в Перечне, в том числе в случае если указанное оборудование используется для приемки и хранения зерна, а также для полной переработки барды.

В случае приобретения основного технологического оборудования, указанного в Перечне, в том числе в случае если указанное оборудование используется для приемки и хранения зерна, а также для полной переработки барды, лицензиат обязан в соответствии с пунктом 6.1 статьи 8 Федерального закона представить в лицензирующий орган заявление о приобретении данного оборудования, перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона.

Вопрос: Какие требования предъявляются к автотранспортным средствам для осуществления перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция)?

Ответ: Автомобильный транспорт в части его назначения, конструкции, внешнего и внутреннего оборудования, внешнего вида должен соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 и находиться в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, а также должен быть:

- оснащен специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, опломбированным федеральным органом по контролю и надзору;

- оборудован опломбированными организацией емкостями (цистернами), неразрывно соединенными с шасси автомобильного транспорта, и (или) снаряженными прицепом (полуприцепом) с такими емкостями (цистернами);

- оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции, опломбированным федеральным органом по контролю и надзору.

Вопрос: В каких случаях при осуществлении перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция) не распространяются требования об оснащении автотранспортных средств опломбированными емкостями (цистернами), неразрывно соединенными с шасси автомобильного транспорта, и (или) снаряженными прицепом (полуприцепом) с такими емкостями (цистернами) (далее - емкости (цистерны) и оборудованием для учета объема перевозок продукции?

Ответ: Требования об оснащении автотранспортных средств емкостями (цистернами) и оборудованием для учета объема перевозок продукции не распространяются на:

- перевозки, осуществляемые по территории Российской Федерации продукции помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита;

- перевозки продукции, осуществляемые в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- перевозки по территории Российской Федерации импортной продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, после прохождения процедуры таможенного оформления при условии сохранения всех таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, наложенных для таможенных целей, до момента слива продукции в конечной точке маршрута ее перевозки;

- перевозки по территории Российской Федерации продукции автомобильным транспортом в танк-контейнерах, осуществляемые в рамках договора поставки продукции на экспорт, заключенного между производителем перевозимой продукции и иностранной организацией, при наличии на танк-контейнерах пломб, нанесенных производителем продукции.

Вопрос: В каких случаях при осуществлении перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не распространяются требования об оснащении автотранспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - специальные технические средства, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации)?

Ответ: Требования об оснащении автотранспортных средств специальными техническими средствами, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации не распространяются на:

- перевозки продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляемые по территории Российской Федерации;

- перевозки продукции, осуществляемые в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вопрос: Я сдаю документы на получение лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией (натуральные виноградные вина) крепостью до 15 градусов. Вопросы, на которые хотелось бы получить дополнительные пояснения: 1) Как заполняется заявление о выдаче лицензии (шариковой ручкой или нужно заполнить на компьютере)? 2) Необходимо ли заключение по экологическим нормам и требованиям? 3) Каким органом должны быть заверены все прикладываемые к заявлению (нотариус, директор предприятия и т.д.)?

Ответ: 1) Заявление о выдаче лицензии может быть заполнено как шариковой ручкой, так и на компьютере. 2) Перечень документов, необходимых для оформления лицензии на соответствующий вид деятельности, установлен статьей 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также размещен на официальном сайте Росалкогольтабакконтроля в разделе "Лицензирование". 3) У организаций при подачи заявления о выдаче лицензии на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции отсутствует обязанность по заверению документов представленных к лицензированию.

Вопрос: О соответствии нормы минимального использования производственной мощности в случаях приостановки/возобновления использования основного технологического оборудования требованиям действующего законодательства.

Ответ: Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), установлены статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с которой определено, что:

- мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции (производственная мощность) - это максимально возможный объем производства этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового) за периоды, определенные пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, или максимально возможный годовой объем производства алкогольной продукции, этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженные в декалитрах;

- норма минимального использования производственной мощности - это минимально допустимый объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта за периоды, определенные пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах.

В соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70 процентам производственной мощности.

Не допускается производство алкогольной продукции с использованием этилового спирта, если годовой объем ее производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности организация, входящая в группу организаций (понятие группы организаций содержится в абзаце пятом пункта 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ), или организация, осуществляющая производство алкогольной продукции с использованием этилового спирта, направляет в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта с указанием даты приостановления.

Период приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта организацией, входящей в группу организаций, не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения группой организаций нормы минимального использования производственной мощности, за исключением случая, предусмотренного абзацем десятым пункта 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.

Период приостановления использования основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции с использованием этилового спирта не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности.

При этом следует отметить, что положения пункта 10 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ не распространяются на производство этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового.

Вопрос: Требуется ли переоформление лицензии в случае изменения мощности основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции (водка, ликероводочные изделия)?

Ответ: В соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) сведения, полученные при расчете мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, подлежат включению в единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, правила ведения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 N 2231 (далее - Правила ведения реестра мощностей, реестр мощностей).

Изменения в сведения, содержащиеся в реестре мощностей, вносимые в том числе связи с изменением производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, вносятся на основании решения о переоформлении лицензии (пункт 4 Правил ведения реестра мощностей).

Исходя из вышеизложенного, в случае изменения производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, организациям требуется переоформить лицензию.

В этом случае заявителю необходимо представить в Росалкогольтабакконтроль заявление о переоформлении лицензии с приложением расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции с использованием этилового спирта, составленного в порядке и по форме, утвержденным Приложениями N N 2, 6 к приказу Росалкогольрегулирования от 29.11.2021 N 423 "О порядках составления и формах расчета производственной мощности основного технологического оборудования".

Кроме того, за переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 18 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).

Вопрос: Обязана ли организация - производитель этилового спирта, при наличии складов (мест хранения) зерна, предназначенного для производства этилового спирта, находящихся за пределами площадки основного производства, внести изменения в лицензию (добавление адресов местонахождения складов зерна)?

Ответ: В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство этилового спирта, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, производственные и складские помещения, соответствующие установленным требованиям.

Пунктом 4 Требований к производственным и складским помещениям, используемым для производства и оборота этилового спирта (за исключением спиртов винного, виноградного, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), утвержденных приказом Минфина России от 29.11.2021 N 196н (далее - Требования), производственные и складские помещения должны находиться на территории имущественного комплекса организации, огороженного способом, препятствующим свободному проходу и проезду на данную территорию.

Согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под имущественным комплексом следует понимать все виды имущества, предназначенные для деятельности организации, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом ГК РФ не содержит положений, согласно которым здания, строения, сырье и т.п., входящие в имущественный комплекс организации, должны находиться на одной территории.

Учитывая изложенное, организация вправе осуществлять хранение сырья для производства этилового спирта в производственных помещениях, используемых организациями при осуществлении ими деятельности по производству и обороту этилового спирта, расположенных по адресам, отличным от адресов иных производственных помещений организации, указанных в пункте 2 Требований, при условии соблюдения требований, установленных пунктом 4 Требований, а также включения в лицензию места нахождения такого складского помещения.

Вопрос: Возможна ли поставка (продажа) дистиллята, закупленного в целях использования его в качестве сырья при производстве алкогольной продукции? Какие условия хранения дистиллятов?

Ответ: Согласно положениям подпункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) дистилляты признаются этиловым спиртом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.

Таким образом, поставка (продажа) дистиллятов на территории Российской Федерации может осуществляться только их производителем и только в рамках действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.

Условия хранения дистиллятов установлены государственными, национальными или международными стандартами на конкретный дистиллят.

Вопрос: Какими нормативными правовыми актами установлены виды алкогольной продукции, деятельность по производству которых подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ)? В случае внесения изменений в указанные нормативные правовые акты, касающихся наименования ранее производимого вида алкогольной продукции, необходимо ли переоформлять лицензию, выданную на производство такого вида алкогольной продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ, а также по каждому виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Как следует из положений пункта 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ изменение вида производимой продукции является основанием для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, при этом уплачивается государственная пошлина за переоформление лицензии.

С формой заявления о переоформлении лицензии, реквизитами уплаты государственной пошлины, ее размерами можно ознакомиться на официальном сайте Росалкогольтабакконтроля: www.fsrar.ru в разделе "Лицензирование".

Вопрос: Какие категории оборудования относятся к основному технологическому и подлежат вводу согласно пункту 6.1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ)?

Ответ: Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 405.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ в случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган заявление о приобретении данного оборудования, перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

В случае приобретения основного технологического оборудования, подлежащего государственной регистрации, в целях его использования для производства этилового спирта указанная информация представляется после государственной регистрации такого оборудования с приложением соответствующих документов.

Вопрос: Какие лицензионные требования предъявляются к хозяйствующим субъектам, обратившимся с заявлениями о выдаче лицензии (соискатели), о переоформлении, продлении срока действия лицензии (лицензиаты) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - заявители)?

Ответ: Лицензионные требования, предъявляемые к заявителям, установлены в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, а также по лицензированию производства, хранения, поставок и розничной продажи винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" размещены на официальном сайте Росалкогольтабакконтроля.

Вопрос: Необходимо ли иметь лицензию Росалкогольтабакконтроля для закупки этилового спирта с целью его использования в лаборатории?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением, в том числе, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Таким образом, организация вправе приобретать и использовать этиловый спирт для лабораторных нужд, не связанных с производством этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, без лицензии.

При этом пунктом 4 статьи 9 Федерального закона определено, что поставки этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.

Вопрос: Обратились с заявлением о выдаче (переоформлении, продлении) лицензии. Почему после принятия решения оно не было направлено на адрес электронной почты, указанный в заявлении?

Ответ: Согласно пункту 106 Административного регламента, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 12.08.2019 N 199, Решение направляется заявителю или его уполномоченному представителю в электронной форме в случае, если в заявлении было указано на необходимость направления связанных с рассмотрением заявления документов в электронной форме по указанному в заявлении адресу электронной почты.

Вопрос: Необходимо ли оплачивать пошлину при подаче заявления о переоформлении лицензии в связи с технической ошибкой?

Ответ: Согласно пункту 52 Административного регламента, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 12.08.2019 N 199, при обращении заявителя с заявлением о переоформлении лицензии в связи с технической ошибкой государственная пошлина не уплачивается.

Вопрос: Имеем лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической). Кроме основного производства есть участок производства дезинфицирующих средств. Поступило предложение производить спиртосодержащее дезинфицирующее средство, содержащее денатурированный этиловый спирт. Имеем ли мы право с нашей лицензией осуществлять производство дезинфицирующего средства?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции.

Таким образом, организация, имеющая лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметическая), имеет право осуществлять производство только парфюмерно-косметической продукции.

В случае, если организация планирует осуществлять производство другой спиртосодержащей непищевой продукции (например, стеклоомывающей жидкости), необходимо на основании пункта 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ обратиться в Росалкогольтабакконтроль с заявлением о переоформлении лицензии по причине включения в лицензию нового вида продукции с приложением документов, подтверждающих изменения.

Согласно пункту 18 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ за переоформление лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вопрос: Какие санкции предусмотрены при нарушении сроков подачи в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.

Вопрос: Какие существуют требования к закупке, хранению и поставке алкогольной продукции и какими действующими законодательными актами данная деятельность регулируется?

Ответ: Деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) подлежит лицензированию и регулируется Федеральным законом.

Вопрос: Какой размер уставного капитала должна иметь организация, планирующая заниматься закупками и поставками алкогольной продукции с содержанием этилового спирта только до 15 процентов объема готовой продукции?

Ответ: Статьей 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с пунктом 2.1 данной статьи производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Таким образом, в случае получения лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции особые требования к организации, как наличие оплаченного уставного капитала в размере 10 миллионов рублей, не установлены.

Вопрос: Организация оформляет документы на получение лицензии на право оптовой торговли алкогольной продукцией (закупка, хранение и поставка). Существует ли минимальный размер площади складского помещения, предназначенного для хранения алкоголя? Если да, то какой нормативный акт содержит данное требование?

Ответ: В настоящее время Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" требования к площади складского помещения для хранения алкогольной продукции не установлены.

Вопрос: Организация собирается получить лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Одним из необходимых документов для получения лицензии является сертификат соответствия на технологическое оборудование. В соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 405 "Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для получения вышеуказанной лицензии организации необходимо иметь "мерники" и "емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Необходимо ли организации приобретать данный вид оборудования в том случае, если она планирует осуществлять оборот только бутилированной продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" при получении лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции представлять копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования не требуется.

Вопрос: Если запрашивается лицензия на оптовую торговлю алкогольной продукцией сроком на 3 года, уменьшается ли пропорционально стоимость госпошлины?

Ответ: Пунктом 94 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлены размеры государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии действующим законодательством не предусмотрено.

Вопрос: К нам, как к вновь образованному Торговому Дому, обратились европейские партнеры с просьбой поставлять в ассортименте Русскую Водку на экспорт в Польшу и Швейцарию. Огромная просьба подсказать, как правильно приобрести лицензию и организовать поставки алкоголя за границу? Какие документы нужно собрать для таможни и государственных учреждений, чтобы с первой поставкой не было никаких проблем?

Ответ: Экспорт алкогольной продукции возможен только при наличии у организации лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Порядок выдачи лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции установлен статьей 19 Федерального закона. Вопросы получения разрешительных документов (лицензии) на осуществление экспорта алкогольной продукции входят в компетенцию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. По вопросам, касающимся таможенного регулирования, следует обращаться в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Вопрос: Имеет ли право компания, занимающаяся только оптовой торговлей алкогольной продукцией, выставлять экземпляры (образцы) продукции не на территории склада, а в выставочном зале офиса и какие при этом существуют требования и ограничения?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом организация может осуществлять лицензируемые виды деятельности только в обособленных подразделениях, указанных в лицензии. Перемещение алкогольной продукции в выставочный зал по адресу, не указанному в лицензии, является нарушением Федерального закона.

Вопрос: Будет ли выдана отдельная лицензия на производство ликероводочных изделий либо переоформлена лицензия на производство слабого алкоголя, в которую будут добавлены "ликероводочные изделия"?

Ответ: Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон). В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона ликероводочные изделия и слабоалкогольные напитки относятся к спиртным напиткам. Таким образом, организации - производителю слабоалкогольных напитков для производства ликероводочных изделий необходимо переоформить имеющуюся лицензию в связи с включением в нее нового вида продукции - ликероводочные изделия.

Вопрос: За сколько дней до окончания срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно подавать в лицензирующий орган заявление о продлении такой лицензии?

Ответ: В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" заявление о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.