Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации

Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса

Российской Федерации

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств.

По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101,5 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,7 процента (в 2019 году - 104,1 процента по отношению к уровню 2017 года).

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой, по зерну, сахару, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. При этом уровень самообеспечения ниже плановых значений Государственной программы остается по картофелю, молоку и молокопродуктам. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в среднесрочной перспективе ожидает достижение плановых значений показателей Государственной программы.

По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных субъектами Российской Федерации, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 21 процент.

Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 30932,1 рубля, что выше показателя 2019 года на 7,6 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2020 г. составила 35059,3 рубля, что на 9,2 процента выше аналогичного показателя 2019 года.

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101 процент по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106,1 процента (план на 2020 год - 102,4 процента по отношению к уровню 2017 года). Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,1 процента (плановое значение на 2020 год - 105,5 процента по отношению к уровню 2017 года).

В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 103,6 процента, индекс производства напитков - 101,1 процента.

Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:

недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;

технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;

торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;

невысокие темпы развития российской экономики;

отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;

недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

К концу II этапа реализации Государственной программы (2030 год) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прогнозируется достижение следующих целей Государственной программы:

цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года";

цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года";

цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60857 рублей";

цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долларов США к концу 2030 года".