Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Обоснование к Порядку государственной регистрации ведомственных нормативных актов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды

ОБОСНОВАНИЕ

К ПОРЯДКУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Государственная регистрация Министерством юстиции Российской Федерации нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, введена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 и практически осуществляется с 15 мая 1992 г. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов и Правилами подготовки ведомственных нормативных актов, которые были утверждены соответствующими решениями Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 722.

Следует выделить четыре критерия, на которые нужно ориентироваться при решении вопроса о необходимости направления на государственную регистрацию нормативного акта:

1. Нормативный акт должен быть принят (утвержден) только федеральным органом исполнительной власти (структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации N 1177 от 14 августа 1996 г.).

2. Акт должен содержать правовые нормы, т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

3. Акт затрагивает гражданские, политические, социально - экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах.

4. Акт носит межведомственный характер, т.е. является обязательным для других министерств и ведомств, иных органов, а также для организаций, не входящих в систему министерства или ведомства, утвердившего (принявшего) акт. Необходимо отметить, что акт может быть утвержден федеральным органом исполнительной власти, но при этом не содержать правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или не носящих межведомственный характер. К таким актам можно отнести акты методического и рекомендательного характера; акты нормативно - технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно - квалификационные справочники, формы отчетности и др.); акты оперативно - распорядительного характера, акты персонального характера, акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, которыми решения вышестоящих органов доводятся до сведения органов и организаций, входящих в систему министерства или ведомства, утвердившего акт.

Основная задача и смысл государственной регистрации состоит в усилении роли ведомственных нормативных актов и одновременного контроля за нормотворческой деятельностью федеральных органов исполнительной власти, в проведении квалифицированной юридической экспертизы ведомственных нормативных актов, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", которым установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

Федеральные органы исполнительной власти, в частности их департаменты и управления, в некоторых случаях превышают свои полномочия и пытаются решать в своих актах вопросы, регулирование которых отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (например, вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, вопросы лизинга). Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ введена обязательная государственная экспертиза проектов правовых актов нормативного и ненормативного характера. Статьями 11 и 12 этого Закона определены объекты такой экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Принятый недавно Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" установил, что неисполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для злоупотребления, но и нарушает права и свободы граждан. Этим же Указом установлено, что нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также их неисполнение или ненадлежащее исполнение является однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Как показала практика, структурные подразделения Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды нередко нарушают порядок представления документов на государственную регистрацию, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305.

Начальник

Управления правового

обеспечения и кадров

Д.Е.ДЫМОВ