III. Региональные приоритеты

Важным направлением участия России в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве являются двусторонние связи. Отличительная черта российской политики в этой области - ее сбалансированность и многовекторность. Россия исходит из готовности развивать культурные обмены со всеми государствами мира. Обстоятельства политического или экономического характера не должны налагать отпечаток на развитие отношений с каким-либо государством в сфере культуры.

Российская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных связей с разными странами зависят от исторических традиций, географических факторов, уровня отношений, состояния договорно-правовой базы, материально-финансовых возможностей и предметной заинтересованности участников культурных обменов.

Приоритетным направлением политики России в данной сфере является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В формате Содружества такое взаимодействие осуществляется на основе целей и задач, зафиксированных в соответствующих разделах Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Основной задачей остается дальнейшее формирование единого культурного, информационного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих стран, их всестороннее развитие на новых демократических началах, поиск более гибких и эффективных форм сотрудничества, закрепление исторически сложившихся позиций русского языка. Россия активно способствует взаимодействию государств - участников СНГ в культурно-гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности.

Работа на данном направлении должна проводиться в тесном взаимодействии с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Следует способствовать развитию взаимодействия Фонда с другими международными институтами, занимающимися гуманитарной проблематикой.

Постоянного внимания требует упрочение роли России как главного образовательного центра Содружества, расширение практики предоставления государственных стипендий молодежи из стран СНГ для обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации, оказание содействия деятельности российско-национальных (славянских) образовательных учреждений в странах Содружества.

Важным участком работы по усилению российского культурного присутствия в странах СНГ является взаимодействие с объединениями соотечественников. Реальное отношение к правам российских граждан и соотечественников со стороны государственных органов стран СНГ должно стать одним из основных критериев формирования политики России в отношении этих государств.

Существенной составляющей является расширение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов со странами "Группы восьми" одними из ведущих партнеров России на мировой культурной сцене. Следует добиваться реализации достигнутых в рамках "восьмерки" договоренностей, относящихся к гуманитарной сфере, в том числе в области сохранения культурного и языкового многообразия, развития системы образования, этики научных исследований.

Культура должна оставаться важным компонентом российско-американских отношений, в том числе с учетом влияния США на мировые культурные процессы.

Одно из приоритетных направлений - участие России в системе европейского культурного взаимодействия. Важно обеспечить дальнейшее наращивание культурного сотрудничества с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Испанией, другими западноевропейскими странами. Необходимо способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионе.

Особое внимание следует уделять сотрудничеству со славянскими странами, с которыми Россию связывают общие культурно-исторические традиции. Целесообразно всемерно поощрять взаимодействие по линии общественных организаций, в частности в рамках Форума славянских культур.

В развитии культурных связей с прибалтийскими государствами следует учитывать проблематику соблюдения прав русскоязычного населения.

Политика России на культурно-гуманитарном направлении в отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона должна строиться с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях. Наличие солидной культурной инфраструктуры в этих странах открывает дополнительные возможности для широкого развертывания гуманитарного сотрудничества, в том числе по линии регионального партнерства. Особое значение имеет традиционное и приобретающее все более широкие масштабы сотрудничество в сфере культуры с Китаем, Индией и Японией. Требуются серьезные усилия по активизации культурных связей с Вьетнамом, Монголией, другими государствами, значительная часть творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности.

В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России с учетом взаимных интересов и материально-финансовых возможностей. Важная роль в развитии связей с этой группой стран принадлежит культурным и образовательным обменам, расширению системы подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе. Особого внимания требует активизация связей с такими ближневосточными странами, как Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия, а также Палестинской национальной автономией, Ираном, Афганистаном и латиноамериканскими государствами - Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и Чили.