Исполнительный орган

Принцип 5: Исполнительный орган должен разработать и представить для одобрения совету директоров четкую, эффективную и надежную управленческую структуру с точно определенными, прозрачными и непротиворечивыми сферами компетенции. Исполнительный орган несет ответственность за последовательное внедрение и применение на всех уровнях организации принципов, процессов и систем управления операционным риском, присущим всем существенным продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам банка, в соответствии с риск-аппетитом и допустимым уровнем риска.

32. Исполнительный орган несет ответственность за создание и использование надежных и устойчивых механизмов противодействия и эффективных процессов разрешения проблем, которые должны включать системы отчетности, отслеживания и, если это необходимо, сообщения о возникших проблемах для обеспечения их разрешения. Банки должны быть готовы продемонстрировать, насколько эффективно применяются три вышеупомянутые линии обороны, и объяснить, каким образом совет директоров и исполнительный орган обеспечивают реализацию и применение этого подхода надлежащим и приемлемым образом.

33. Исполнительный орган должен преобразовать Систему эффективного управления операционным риском, утвержденную советом директоров, в конкретные принципы и процедуры, которые могут применяться и использоваться в различных структурных подразделениях. Исполнительный орган должен четко определять полномочия, обязанности и порядок отчетности для поддержания и сохранения надлежащей структуры подотчетности, а также для обеспечения наличия необходимых ресурсов для управления операционным риском в соответствии с риск-аппетитом и допустимым уровнем риска банка. Кроме того, исполнительный орган должен обеспечивать осуществление надзорного процесса в соответствии с рисками, присущими деятельности структурных подразделений.

34. Исполнительный орган должен обеспечить, чтобы служащие, ответственные за управление операционным риском, координировали свою работу и тесно взаимодействовали со служащими, ответственными за управление кредитным, рыночным и другими рисками, а также со служащими банка, ответственными за заключение контрактов на оказание услуг с внешними подрядчиками (страхование рисков, аутсорсинг). Отсутствие координации и взаимодействия может привести к существенным пробелам или недостаткам в общей программе управления рисками банка.

35. Служащие, выполняющие ФУОР, должны обладать в банке достаточно высоким статусом, чтобы эффективно выполнять свои обязанности. В идеальном варианте этот статус должен быть подтвержден должностями, сопоставимыми с должностями служащих, осуществляющих функции по управлению другими рисками, такими как кредитный и рыночный, риск ликвидности.

36. Исполнительный орган должен обеспечивать, чтобы деятельность банка осуществлялась служащими, обладающими необходимым опытом, техническими возможностями и доступом к ресурсам. Служащие, ответственные за мониторинг и обеспечение соблюдения политики организации в области рисков, должны быть независимыми от подразделений, за которыми они осуществляют надзор.

37. Структура управления банка должна соответствовать характеру, масштабам, сложности, а также уровню и видам рисков, присущих его деятельности. При формировании структуры управления операционным риском банк должен принимать во внимание следующее:

(а) Структура комитетов. Наилучшая бизнес-практика для крупных и комплексных организаций, имеющих центральный аппарат (головная организация) и отдельные структурные бизнес-подразделения, заключается в создании советом директоров общего комитета по рискам для надзора за всеми рисками. Этому комитету подчиняется комитет по операционному риску. В зависимости от особенностей, масштабов и сложности деятельности банка общий комитет по рискам может получать информацию от комитетов по операционному риску, созданных в рамках отдельных стран, видов деятельности или функциональных сфер. Менее крупные организации и организации с менее сложной структурой могут использовать более простую организационную структуру, обеспечивающую надзор за операционным риском непосредственно в рамках комитета совета директоров по управлению рисками;

(б) Состав комитетов. Надлежащая бизнес-практика предусматривает включение в состав комитетов по операционному риску (или комитета по рискам в небольших банках) различных членов, обладающих знаниями и опытом в области бизнеса и в области финансовых операций, а также независимого управления рисками. В состав комитетов также могут входить независимые неисполнительные члены совета директоров, причем в некоторых странах данное условие является обязательным требованием; а также

(в) Деятельность комитетов. Заседания комитетов должны проводиться с необходимой периодичностью при наличии достаточного времени и ресурсов, позволяющих обеспечить продуктивное обсуждение и принятие решений. Документация о деятельности комитетов должна быть достаточной для анализа и оценки эффективности их работы.