Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Кондуктор грузовых поездов в качестве руководителя маневров перед началом передвижения вагонов должен убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, находятся на своих местах, ознакомить их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы. Кондуктор грузовых поездов не должен допускать передвижений составов (локомотивом вперед или вагонами вперед), не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом.

3.2. Перед производством маневровой работы кондуктор грузовых поездов должен:

проверить исправность специальных подножек, поручней, тормозных площадок и других устройств;

выбрать место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава.

Перед пользованием подножками, поручнями грузовых вагонов кондуктор грузовых поездов обязан проверить их соответствие установленным техническим требованиям (согласно ОСТ 24.050.67-87 "Лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов. Размеры и общие технические требования") в части:

подножки, поручни грузовых вагонов должны быть неподвижные, располагаться максимально к концу вагона на боковой стене, не выходить за пределы габарита подвижного состава, прикреплены к кузову вагона заклепками;

при использовании нижней части лестницы на боковой стене - в качестве поручня служат тетивы (элемент подножки или лестницы, предназначенный для крепления к ней ступеней), ступени лестницы служат подножками;

поручень размещается в пространстве, ограниченном продолжением тетивами подножки вертикально или наклонно под углом 30 - 35 градусов со смещением верхней точки крепления к середине вагона (допускается смещение относительно вертикальной оси подножки на расстояние не более 480 мм);

подножки должны быть шириной не менее 350 мм, глубиной не менее 250 мм (допускается уменьшение размеров по глубине для полувагонов с люками в полу до 100 мм);

расстояние от опорной поверхности нижней ступени лестницы или подножки до уровня головки рельса - не более 580 мм;

верхние ступени подножек должны быть рифленые, смещены по отношению к нижней ступени в сторону кузова или расположены в одной плоскости, при этом передняя кромка нижней ступени отбортована вниз, а задняя кромка - вверх, образуя ограничитель;

рабочая часть поручня должна быть одного диаметра, длиной не менее 700 мм (допускается уменьшение длины до 550 мм, для вагона-хоппера - до 500 мм);

зазор между рабочей частью поручня и элементами вагонов - не менее 150 мм, расстояние от нижней части поручня до уровня головки рельсов - не более 1500 мм.

3.3. Во время маневровых передвижений кондуктор грузовых поездов должен осуществлять проезд на подвижном составе, располагаясь на переходной площадке грузового вагона или площадке локомотива, в тамбуре пассажирского вагона, на "специальной подножке вагона для проезда составителя поездов", держась руками за специальный поручень.

Запрещается проезд кондуктора грузовых поездов:

на автосцепках, тележках колесных пар, буксах, раме цистерны и других выступающих частях вагона, стоя на платформе или сидя на ее бортах,

на вагоне, имеющем подножку или поручень, не соответствующие техническим требованиям безопасности.

3.4. При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии специальной подножки, поручня, при закрытом тамбуре пассажирского вагона кондуктор грузовых поездов должен сопровождать вагоны, проходя посередине междупутья или по обочине пути впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держать связь с машинистом маневрового локомотива по радиосвязи (визуально), скорость осаживания не должна превышать 3 км/ч.

3.5. Кондуктору грузовых поездов разрешается проезд на порожних платформах при соблюдении следующих мер безопасности:

перед подъемом на платформу требуется предварительно проверить исправность пола и бортов платформы, обратить внимание на надежность их закрепления;

проезд осуществлять на полу платформы сидя "на корточках" на максимальном расстоянии от торцевого борта вагона, держась за боковой борт.

Кондуктору грузовых поездов запрещается:

проезд на платформе, имеющей неисправный пол (борта), на груженых платформах (за исключением специальных платформ, оборудованных местами для проезда составителей поездов). Сопровождать данные вагоны требуется вышеустановленным порядком (пешком).

3.6. При движении маневрового состава локомотивом вперед или одиночного маневрового локомотива кондуктору грузовых поездов разрешается находиться на площадке или в кабине маневрового локомотива, а в случаях управления маневровым локомотивом в одно лицо (без помощника машиниста локомотива) - на месте помощника машиниста маневрового локомотива и следить за правильностью положения стрелок по маршруту следования и отсутствием препятствий для передвижения.

При движениях одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстоянии более 1 км, когда в составе отсутствуют вагоны с переходной площадкой или открытыми дверями тамбуров пассажирских вагонов, кондуктору грузовых поездов разрешается находиться в кабине локомотива при движении до 1 км - на подножке или площадке локомотива со стороны машиниста.

3.7. При движении маневрового состава вагонами вперед кондуктор грузовых поездов должен находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузового вагона, в тамбуре пассажирского вагона и следить за показаниями маневровых светофоров, положением стрелочных переводов, отсутствием препятствий и людей на пути, сигналами, подаваемыми работниками, работающими на путях, сигналами ограждения, сигнальными указателями и знаками.

Перед производством маневровой работы вагонами вперед кондуктор грузовых поездов должен узнать у машиниста локомотива о наличии мест производства работ по маршруту следования. Машинист обязан убедиться в правильности восприятия переданного сообщения кондуктором грузовых поездов.

При движении вагонами вперед кондуктор грузовых поездов должен подавать сигнал о начале движения с предстоящим выездом на стрелочный перевод только при наличии разрешающего показания маневрового светофора или получения сигнала (сообщения) от дежурного стрелочного поста (другого работника, определенного технической документацией и переводящего стрелочные переводы) о готовности маршрута для маневрового передвижения.

При движениях маневрового состава вагонами вперед на расстояние более 1 км в голове маневрового состава должен быть поставлен вагон с переходной площадкой или порожняя платформа.

3.8. При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота организаций путей необщего пользования, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ кондуктор грузовых поездов должен остановить маневровый состав, сойти со специальной подножки вагона, определить безопасность своего передвижения, пройти переезд, ворота, негабаритное или опасное место по обочине пути и из безопасного места дать команду машинисту маневрового локомотива на движение. Посадка кондуктора грузовых поездов на вагон проводится после полного проследования вагоном опасного (негабаритного) места при полной остановке.

Проезд ворот разрешается только после проверки кондуктором грузовых поездов их надежной фиксации в открытом положении.

3.9. При подаче вагонов в негабаритных местах, в местах погрузки (выгрузки) вагонов, когда по каким-либо причинам возникает необходимость расположения кондуктора грузовых поездов с противоположной стороны от машиниста маневрового локомотива, кондуктор грузовых поездов должен перейти на противоположную сторону, заблаговременно предупредив об этом машиниста маневрового локомотива и определив безопасный проход, проезд для себя, после перехода доложить о своем местонахождении машинисту маневрового локомотива.

3.10. При движении маневрового состава у высоких платформ, в тоннелях, в негабаритных и других опасных местах, а также при скорости движения более 40 км/ч запрещается нахождение кондуктора грузовых поездов на специальной подножке вагона.

Остановку маневрового состава перед высокой платформой, переездом, негабаритным и опасным местом необходимо производить на расстоянии не менее 5 метров до этого места.

3.11. Кондуктору грузовых поездов запрещается находиться на специальной подножке вагона в момент соединения со стоящими на пути вагонами. Остановку маневрового состава перед стоящими вагонами необходимо производить на расстоянии не менее 5 метров до этого места.

Кондуктору грузовых поездов разрешается подниматься на специальную подножку вагона и локомотива, а также сходить с нее при полной остановке подвижного состава.

Запрещается сходить и подниматься на подвижной состав в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов, в пределах стрелочных переводов и других устройств.

3.12. Во время движения маневрового состава кондуктору грузовых поездов запрещается входить в пространство между вагонами, расцеплять вагоны.

Расцепка стоящих вагонов должна производиться кондуктором грузовых поездов сбоку от вагона, без захода в междувагонное пространство. При невозможности расцепления вагонов маневровая работа прекращается до устранения неисправности расцепного привода автосцепки.

3.13. В случае нарушения работы радиосвязи (отсутствием ответа машиниста) между машинистом маневрового локомотива и кондуктором грузовых поездов необходимо принять меры к прекращению маневровой работы. При отсутствии ответа машиниста на указания или сигналы по радиосвязи кондуктор грузовых поездов должен связаться с дежурным по железнодорожной станции по радиосвязи, доложить об отсутствии связи с машинистом маневрового локомотива и через дежурного по железнодорожной станции дать команду машинисту маневрового локомотива на остановку, сойти с подвижного состава в безопасном месте. Маневровая работа может быть продолжена после замены радиостанции.

Если невозможно немедленно заменить радиостанцию, кондуктор грузовых поездов совместно с машинистом локомотива определяет дальнейший порядок производства маневровой работы. При переходе на ручные сигналы, маневровую работу требуется производить с особой бдительностью, с количеством вагонов, позволяющим машинисту видеть сигналы подаваемые кондуктором грузовых поездов.

Передача команд кондуктором грузовых поездов машинисту маневрового локомотива через третье лицо запрещается.

3.14. Кондуктору грузовых поездов запрещается производить ремонт автосцепного устройства (механизма, расцепного привода и другого оборудования) или устранение сверхдопустимой разницы высоты осей автосцепок соседних вагонов путем подкладывания клина между центрирующей балкой и провисшей автосцепкой вагонов.

Устранение неподхода центров осей автосцепок вагонов производится:

путем перестановки вагонов,

производством маневровой работы по присоединению вагонов на прямых и ровных участках пути.

В случае несоединения вагонов при производстве маневровой работы кондуктор грузовых поездов докладывает о ситуации машинисту локомотива, дежурному по железнодорожной станции для определения плана дальнейшей работы.

При технических неисправностях автосцепки вагонов для устранения привлекаются работники пункта технического обслуживания вагонов. Для выполнения данной работы осмотрщиком вагонов кондуктор грузовых поездов производит расцепление и установку вагонов на расстояние не менее 10 м друг от друга, закрепление групп вагонов тормозными башмаками и предупреждение о проводимой работе машиниста, дежурного по железнодорожной станции.

Кондуктор грузовых поездов должен находиться в безопасном месте: на междупутье или на обочине пути.

После окончания устранения неисправностей автосцепки вагонов, выхода осмотрщика вагонов из межвагонного пространства, уборки тормозных башмаков кондуктор грузовых поездов дает команду машинисту локомотива на движение.

3.15. Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали производится кондуктором грузовых поездов после полной остановки маневрового состава и предупреждения машиниста маневрового локомотива о заходе в пространство между вагонами (внутрь колеи).

Передача команды машинисту маневрового локомотива на движение дается кондуктором грузовых поездов только после выхода из межвагонного пространства на междупутье или обочину пути из безопасного места.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью кондуктору грузовых поездов необходимо:

перед расцепкой вагонов перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;

при сцеплении вагонов - соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

При расцепке вагонов первым перекрывается концевой кран вагона, расположенного со стороны питательной магистрали (со стороны локомотива).

(п. 3.15 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 21.05.2015 N 1285р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. Закрепление вагонов на железнодорожных путях кондуктор грузовых поездов должен производить после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (тормозных упоров).

При закреплении стоящих вагонов тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках комбинированных (рукавицах).

При закреплении вагонов на путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:

непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;

перед крестовиной стрелочного перевода;

на наружный рельс кривой.

Кондуктору грузовых поездов запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущиеся вагоны,

при укладке тормозного башмака заходить в колею пути,

подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков для закрепления вагонов.

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой в перчатках комбинированных (рукавицах) за рукоятку тормозного башмака.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей головкой;

с покоробленной и изогнутой подошвой;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы;

с ослабленным креплением головки с подошвой;

с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, кондуктор грузовых поездов должен на специальных стеллажах (в служебных помещениях), не допуская их разбрасывания на междупутьях.

3.17. Кондуктор грузовых поездов перед заездом состава на железнодорожные пути районов, где стрелочные переводы не обслуживаются дежурными стрелочных постов, должен проверить положение стрелочных переводов в районе подачи или уборки вагонов, убедиться в наличии габарита для передвижения локомотива и вагонов и предупредить о предстоящих маневрах причастных лиц.

При переводе стрелочных переводов ручного управления запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, придерживать ногой стрелочный противовес (балансир). После перевода стрелочного перевода, перед началом маневрового передвижения кондуктору грузовых поездов необходимо заблаговременно отойти в безопасное место на обочину пути или междупутье (на расстояние не менее 2 м от ближайшего рельса пути).

3.18. Маневровая работа в местах погрузки, выгрузки производится при прекращении погрузочно-разгрузочных работ и проверки соблюдения габарита выгруженных или подготовленных к погрузке грузов, т.е. при высоте до 1200 мм грузы должны располагаться не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, а при большей высоте - не ближе 2,5 м.

Производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, кондуктору грузовых поездов разрешается после согласования действий с работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями, и получения от него разрешения.

3.19. При производстве маневров в местах работы ремонтных бригад (путевых, СЦБ), с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых дворов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских кондуктор грузовых поездов и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность. Своевременно подавать звуковые сигналы (свистком) о приближении состава к находящимся около (на) пути или на платформе людям, а также предупреждать людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути и вагонов, о движении состава.

3.20. Маневровая работа на ремонтных путях линейных предприятий, путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия), соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данной организации.

Заезд маневрового локомотива на пути грузовых районов, угольных складов, вагонных и локомотивных депо производится после согласования кондуктора грузовых поездов с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе, возможности подачи или вывода вагонов.

3.21. Прием и сдачу перевозочных документов на вагоны кондуктор грузовых поездов производит в установленных местах (отраженных в инструкции по охране труда или технологическом процессе работы железнодорожной станции).

Кондуктор грузовых поездов обязан перед отправлением поезда с железнодорожной станции убедиться в том, что состав правильно сформирован, сцеплен, в правильности погрузки и закрепления груза на открытом подвижном составе.

3.22. При осмотре вагонов с грузом, находящимся на открытом подвижном составе, кондуктор грузовых поездов должен проходить вдоль состава поезда по середине междупутья, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

При недостаточном обозрении верхней части погруженного груза допускается переход на соседнее междупутье, после убеждения в отсутствии движущегося подвижного состава по смежному пути. Переходить путь следует только под прямым углом, не наступая при этом на головку рельса, осмотр проводить с соблюдением всех требований безопасности.

При ширине междупутья менее 4800 мм кондуктору грузовых поездов запрещается производить осмотр вагонов, если по соседнему пути движется поезд или локомотив.

Осмотр вагонов с автотранспортными средствами и техническими средствами на гусеничном ходу с уплотненной погрузкой необходимо производить с междупутья или с пола платформы, не влезая в кабины и кузова машин. Запрещается вставать или наступать на части перевозимых машин и их механизмов.

Запрещается осмотр вагонов с грузом на железнодорожных путях станции, где производятся маневровые передвижения.

3.23. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявлять удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить проход или осмотр состава в сопровождении караульного.

3.24. Меры безопасности при разгрузке думпкаров всех типов, хоппер-дозаторов.

Перед заполнением воздухом рабочей магистрали необходимо убедиться в отсутствии людей внутри вагона-хоппера, хоппер-дозатора, а также на расстоянии 1 м от разгрузочно-дозировочных механизмов.

Подача воздуха в рабочую магистраль производится кондуктором грузовых поездов после получения разрешения от руководителя работ.

Перед разъединением рукавов тормозной (рабочей магистрали) кондуктор грузовых поездов должен закрыть концевые краны.

Запрещается производить удаление отдельных фракций щебня, мешающих закрытию крышек дозатора, при наличии сжатого воздуха в пневматической системе хоппер-дозатора.

При выгрузке вагонов-хопперов, хоппер-дозаторов кондуктору грузовых поездов запрещается:

находиться внутри вагона-хоппера, хоппер-дозатора;

пролезать через открытые люки (крышки) в бункер;

находиться на расстоянии менее 1 м от разгрузочно-дозировочных механизмов;

производить регулировку механизмов и находиться в зоне поднятия и опускания дозаторов при включенном воздухе.

Запрещено производить разгрузку думпкара от тормозной магистрали, а также находиться во время разгрузки вагона на его тормозной площадке. Недопустимо переключение кранов управления разгрузкой думпкаров во время движения состава, увеличение воздушного давления в разгрузочной магистрали свыше установленной заводом-изготовителем нормы.

Опрокидывание кузова думпкара и возвращение его после разгрузки в исходное транспортное положение должно осуществляться механизированно, без применения дополнительных приспособлений.

3.25. При нахождении в локомотиве кондуктору грузовых поездов запрещается:

высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала и поворотного предохранительного ветрового щитка (эркера);

открывать входные наружные двери и высовываться из них;

подниматься на локомотив, спускаться с локомотива при его движении, а также сходить с локомотива при остановке на мостах, не имеющих настила;

выходить из наружной двери тамбура до полной остановки локомотива;

входить в высоковольтную камеру локомотива.

При движении встречного поезда по соседнему пути необходимо на время проследования его отойти к рабочему месту машиниста.

3.26. Кондуктор грузовых поездов при нахождении в локомотиве должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

не провозить посторонние предметы;

не допускать нахождения в машинном (дизельном) отделении тепловоза и использование открытого огня в локомотиве;

уметь пользоваться средствами пожаротушения и установками пожаротушения, используемыми на локомотивах.

Перед сходом с локомотива на железнодорожный путь кондуктор грузовых поездов должен надеть перчатки комбинированные (рукавицы). Сходить с локомотива кондуктор грузовых поездов должен с правой стороны.

Запрещается открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, аппаратов и резервуаров локомотива ударами молотка или других предметов.

3.27. При работе, осмотре состава в темное время суток кондуктор грузовых поездов должен пользоваться переносным фонарем.

3.28. Кондуктор грузовых поездов до начала технологического перерыва в работе должен докладывать дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) о своем местонахождении и по его окончании - о готовности к работе.