Пояснительная записка к Отчету Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и к Сведениям о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ОТЧЕТУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА, И К СВЕДЕНИЯМ

О ПОСТУПЛЕНИИ СРЕДСТВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

И РАСХОДОВАНИИ ЭТИХ СРЕДСТВ

1. В федеральном бюджете на 2011 год на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва было предусмотрено 7 105 588,2 тыс. рублей. Указанные средства постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2011 года N 30/267-6 "О распределении средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" распределены следующим образом:

избирательным комиссиям всех уровней в субъектах Российской Федерации - 6 989 799,7 тыс. рублей, или 98,4 процента от общей суммы предусмотренных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва средств;

федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части, образующие избирательные участки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - федеральные органы исполнительной власти), - 41 800,0 тыс. рублей;

расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, - 73 988,5 тыс. рублей.

На подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - выборы) израсходовано средств федерального бюджета (далее - общие расходы на выборы) на сумму 6 862 337,5 тыс. рублей (приложение N 1 к постановлению ЦИК России).

Расходы, связанные с обеспечением полномочий избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации, составили 6 776 135,4 тыс. рублей, или 98,7 процента от общих расходов на выборы, в том числе 6 581 709,8 тыс. рублей оплачено непосредственно избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, 194 425,6 тыс. рублей - расходы, оплаченные ЦИК России за нижестоящие избирательные комиссии.

Федеральными органами исполнительной власти израсходовано 33 832,0 тыс. рублей. Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы на изготовление избирательных бюллетеней, увеличенной формы протокола и приобретение технологического оборудования для избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, в сумме 2 398,0 тыс. рублей.

Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 49 972,1 тыс. рублей.

Остатки неиспользованных средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, образовались в основном в связи с тем, что в большинстве субъектов Российской Федерации одновременно с федеральными выборами проводилось голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, и расходы на транспорт, связь, оборудование и содержание помещений избирательных участков, командировочные и другие расходы, связанные с выборами, финансировались не только за счет средств федерального бюджета, но и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации сократились расходы на оплату услуг авиационного транспорта в связи с сокращением из-за неблагоприятных погодных условий запланированного количества часов полетного времени при проведении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях. В соответствии с частью 6 статьи 63 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, до 1 мая 2012 года будут возвращены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации финансировались следующие расходы избирательных комиссий всех уровней:

дополнительная оплата труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также выплаты гражданам, работавшим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;

изготовление печатной продукции;

приобретение, доставка и установка оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;

транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;

командировочные расходы и расходы на другие цели, связанные с проведением выборов, а также обеспечением полномочий избирательных комиссий.

Согласно представленным отчетам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов, общие непосредственные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (далее - расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации) составили 6 581 709,8 тыс. рублей.

В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации наиболее крупные затраты связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов этих комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам (с начислениями на оплату труда) - 5 523 268,8 тыс. рублей, или 83,9 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

На выплату компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса было израсходовано 4 293 639,9 тыс. рублей, что составляет 77,7 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на оплату труда. Компенсация, выплаченная членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, составила 22 090,6 тыс. рублей, или 0,4 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 16 479,8 тыс. рублей, или 0,4 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда. Расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, работавшим в комиссиях без освобождения от основной работы, составили 4 271 549,3 тыс. рублей, или 77,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 3 742 472,5 тыс. рублей, или 86,3 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда.

В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов работали 849,7 тысячи членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Численность членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденных от основной работы на период выборов, составила 2,3 тысячи человек, или 0,3 процента от общей численности всех членов комиссий с правом решающего голоса, в том числе членов участковых избирательных комиссий - 2,1 тысячи человек. Без освобождения от основной работы в комиссиях работали 846,4 тысячи человек, или 99,6 процента от общей численности членов комиссий с правом решающего голоса, из них членов участковых избирательных комиссий - 820,8 тысячи человек.

Кроме того, для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (сборка-разборка технологического оборудования, транспортные и погрузо-разгрузочные работы, содержание помещений и избирательных участков, доставка избирателям приглашений для голосования, выполнение копировальных, переплетных, машинописных работ, ведение делопроизводства и т.п.), в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 70 Федерального закона в избирательных комиссиях дополнительно привлекались 287,3 тысячи человек, из них 271,6 тысячи человек, или 94,5 процента, - в участковых избирательных комиссиях. Расходы избирательных комиссий на оплату труда указанных граждан составили 661 371,6 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 460 414,4 тыс. рублей.

Расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на изготовление печатной продукции составили 107 060,8 тыс. рублей, или 1,6 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы на изготовление избирательных бюллетеней - 98 026,9 тыс. рублей, или 91,6 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на изготовление печатной продукции. Расходы избирательных комиссий на изготовление в полиграфических организациях бланков протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, удостоверений членов избирательных комиссий и другой бланочной продукции, необходимой для обеспечения полномочий избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, составили 9 033,9 тыс. рублей.

Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации составили 152 972,3 тыс. рублей, или 2,3 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, в том числе участковых избирательных комиссий - 147 201,3 тыс. рублей.

Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации включают затраты на доставку избирательным комиссиям избирательных бюллетеней и другой избирательной печатной продукции, на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в труднодоступных и отдаленных местностях, расходы в день голосования (на проведение голосования вне помещения избирательного участка, доставку протоколов об итогах голосования и заполненных избирательных бюллетеней) и другие затраты (в том числе на доставку технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения выборов). Вышеназванные работы осуществлялись избирательными комиссиями с привлечением авиационного, автомобильного и других видов транспорта. Транспортные расходы с использованием авиационного транспорта на завоз и вывоз избирательной документации, технологического оборудования и на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, составили 138 616,3 тыс. рублей, или 90,6 процента от затрат избирательных комиссий всех уровней на транспортные расходы. Расходы по оплате услуг других видов транспорта для работы в избирательных комиссиях, в том числе в день голосования, составили 14 356,0 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 8 585,0 тыс. рублей.

В различных субъектах Российской Федерации соотношение транспортных расходов существенно отличается. В тех регионах, где удельный вес транспортных расходов значителен, средства расходовались главным образом для проведения досрочного голосования в труднодоступных местностях с использованием авиационного транспорта.

Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на связь составили 22 619,7 тыс. рублей, или 0,34 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы участковых избирательных комиссий - 17 500,7 тыс. рублей. Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на абонентскую плату за пользование телефонами, используемыми избирательными комиссиями в период избирательной кампании, составили 12 844,1 тыс. рублей, или 56,8 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на связь, на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находившихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами Российской Федерации, - 2 781,5 тыс. рублей, или 12,3 процента, на междугородную и факсимильную связь - 1 294,3 тыс. рублей, или 5,7 процента. Почтово-телеграфные расходы и расходы на другие виды связи (услуги сотовой связи, услуги местной и внутризоновой телефонной связи, предоставление доступа к сети местной телефонной связи и др.) составили 5 699,8 тыс. рублей.

Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на канцелярские товары составили 87 882,2 тыс. рублей, или 1,34 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них участковых избирательных комиссий - 68 484,6 тыс. рублей.

Командировочные расходы членов избирательных комиссий и работников их аппаратов составили 15 861,0 тыс. рублей, или 0,24 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них членов участковых избирательных комиссий - 2 808,4 тыс. рублей.

На оборудование избирательных участков, содержание помещений, выделенных избирательным комиссиям в субъектах Российской Федерации (в том числе для проведения голосования), приобретение оборудования и инвентаря избирательными комиссиями израсходовано 356 839,8 тыс. рублей, или 5,4 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

Расходы на приобретение кабин для тайного голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования, изготовленных промышленным способом, составили 215 997,0 тыс. рублей, или 60,5 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков, на изготовление кабин, ящиков для голосования, информационных стендов, вывесок, наружных и внутренних указателей, другого технологического оборудования в избирательных комиссиях - 49 413,9 тыс. рублей, или 13,9 процента. Расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся материальных ценностей и расходных материалов, используемых избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации в период избирательной кампании (конверты, шпагаты и другие упаковочные материалы, фонари, свечи, государственные флаги и гербы, другая избирательная атрибутика, картриджи, тонеры и др.), составили 48 072,4 тыс. рублей, или 13,5 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Другие расходы на оборудование и содержание помещений и избирательных участков составили 43 356,5 тыс. рублей, или 12,1 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений и избирательных участков. В основном избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации приобретались факсимильные аппараты, металлические шкафы и сейфы и др. В целях исполнения полномочий избирательных комиссий по информированию участников избирательного процесса, их обеспечению необходимой избирательной документацией в соответствии с нормами статей 29, 79 и 80 Федерального закона избирательными комиссиями приобреталась копировально-множительная техника.

Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, связанные с информированием избирателей, составили 219 874,2 тыс. рублей, или 3,3 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации. Изготавливалась и размещалась наглядная наружная информация для избирателей (уличные растяжки, баннеры, билборды, информационные плакаты, стикеры и др.), затраты на которую составили 104 485,6 тыс. рублей, аудио-, видеоинформация - 40 680,9 тыс. рублей, затраты на изготовление приглашений, информационных листовок, плакатов и другой печатной информационной продукции для избирателей составили 74 707,7 тыс. рублей.

Другие расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 95 331,0 тыс. рублей, или 1,45 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (использование на выборах комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования, расходы на проведение семинаров и совещаний, изготовление трафаретов для заполнения бюллетеня слабовидящими избирателями, публикацию в средствах массовой информации итогов голосования и др.).

В расходах избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации наибольший объем средств составляют расходы участковых избирательных комиссий - 5 262 253,3 тыс. рублей, или 79,9 процента, из них 1 582 118,4 тыс. руб. оплачено вышестоящими избирательными комиссиями централизованно (в том числе за печатную продукцию, технологическое оборудование, транспортные расходы, связь и др.). Расходы территориальных избирательных комиссий составили 728 708,1 тыс. рублей, или 11,1 процента, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 590 748,4 тыс. рублей, или 9,0 процента.

В структуре затрат участковых избирательных комиссий затраты на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 82,4 процента от общих расходов участковых избирательных комиссий, на оборудование и содержание избирательных участков - 5,9 процента, информирование избирателей - 3,7 процента, транспортные расходы - 2,8 процента, печатную продукцию - 2,0 процента.

В структуре затрат территориальных избирательных комиссий расходы на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 88,1 процента от общих расходов территориальных избирательных комиссий, на содержание помещений - 4,7 процента, канцелярские расходы - 2,2 процента, информирование избирателей - 2,0 процента, командировочные расходы - 1,4 процента.

В структуре затрат избирательных комиссий субъектов Российской Федерации расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 92,2 процента от общих непосредственных расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на оплату услуг, связанных с информированием избирателей о выборах, - 1,8 процента.

Помимо расходов на выборы, непосредственно оплаченных избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы за нижестоящие избирательные комиссии в сумме 194 425,6 тыс. рублей, в том числе на изготовление открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), изготовление и доставку до избирательных комиссий субъектов Российской Федерации брошюр с текстами федеральных законов, плакатов, информационных материалов для слепых и слабовидящих, другой информационной продукции - 85 478,1 тыс. рублей, Главному центру специальной связи Федерального агентства связи за услуги по доставке избирательных документов до участковых избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок) и открепительных удостоверений, - 108 304,5 тыс. рублей.

Расходы, связанные с обеспечением полномочий территориальных избирательных комиссий, сформированных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, составили 643,0 тыс. рублей.

Фактические расходы федеральных органов исполнительной власти (Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации) составили 33 832,0 тыс. рублей, при этом расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 3 475,6 тыс. рублей, или 10,3 процента от фактических расходов этих министерств и ведомств на выборы, расходы на оплату услуг связи и транспорта, включая доставку избирательных бюллетеней и другой печатной продукции, - 8 365,1 тыс. рублей, или 24,7 процента, на командировочные и канцелярские расходы, печатную продукцию, оборудование и содержание избирательных участков и другие цели - 21 991,3 тыс. рублей, или 65,0 процента.

Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с обеспечением ее полномочий в период подготовки и проведения выборов, составили 49 972,1 тыс. рублей, или 0,7 процента от общих расходов на выборы. При этом расходы на оплату труда членов ЦИК России и работников ее Аппарата (с начислениями на оплату труда), граждан, привлеченных к работе в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе по проверке подписных листов и документации, полученной от политических партий, составили 41 349,4 тыс. рублей, или 82,7 процента от централизованных расходов ЦИК России, на оплату услуг связи, в том числе по доставке корреспонденции федеральной фельдъегерской связью и проведению общероссийского селекторного совещания - 4 630,5 тыс. рублей, на оплату транспортных услуг - 1 813,7 тыс. рублей, на изготовление и доставку печатной продукции - 385,7 тыс. рублей. Прочие расходы, в том числе связанные с работой Информационного центра ЦИК России "Выборы-2011", командировочные расходы и другие дополнительные хозяйственные расходы составили 1 792,8 тыс. рублей.

2. Специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов открыли в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации 7 политических партий и 330 региональных отделений 6 политических партий в 83 субъектах Российской Федерации. При этом по активности в создании избирательных фондов региональных отделений выделяются четыре политические партии - Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политические партии "Либерально-демократическая партия России", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, "ПАТРИОТЫ РОССИИ", чьи региональные отделения открыли 83, 76, 76 и 74 специальных избирательных счета соответственно (приложение N 1 к настоящей пояснительной записке).

Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" и Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" открыли 15 и 6 специальных избирательных счетов региональных отделений соответственно.

Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" специальных избирательных счетов в регионах не открывала.

Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий и их региональных отделений (далее - Сведения по избирательным фондам) <*>, на специальные избирательные счета поступили денежные средства на общую сумму 4 500 млн. рублей, в том числе 4 401,6 млн. рублей поступили в установленном порядке для формирования средств избирательных фондов и 98,2 млн. рублей - с нарушением установленного порядка (приложение N 2 к настоящему постановлению). Из общей суммы поступлений 2 202,5 млн. рублей приходится на долю избирательных фондов политических партий и 2 199,1 млн. рублей - на долю региональных отделений политических партий.

--------------------------------

<*> Сведения составлены на основании итоговых финансовых отчетов, представленных политическими партиями, региональными отделениями политических партий.

Общая сумма средств, поступивших в установленном порядке, составляет 4 401,6 млн. рублей и включает:

собственные средства политических партий - 1 773 млн. рублей (40,3%);

пожертвования граждан - 395,4 млн. рублей (9,0%);

пожертвования юридических лиц - 2 233,2 млн. рублей (50,7%).

Сведения по избирательным фондам политических партий и их региональных отделений приведены в приложениях N 2 - 8 к настоящей пояснительной записке.

Собственные средства перечислены в избирательные фонды 7 политических партий и их региональных отделений. Из них у трех политических партий - "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "ЯБЛОКО", "ПРАВОЕ ДЕЛО" и их региональных отделений свыше половины средств, поступивших в установленном порядке, приходится на собственные средства партий. В ходе проведения избирательной кампании большая часть поступивших собственных средств в избирательный фонд Всероссийской политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" (315 млн. рублей) была возвращена на счет политической партии с основанием возврата "ошибочно перечисленные денежные средства".

Наибольшими собственными средствами в избирательных фондах располагали Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (604,4 млн. рублей), Политическая партия "Либерально-демократическая партия России" (323,6 млн. рублей) и Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (231,6 млн. рублей).

Сведения о пожертвованиях граждан и юридических лиц, а также о собственных средствах политических партий, внесенных в избирательные фонды, приведены в приложении N 9 к настоящей пояснительной записке.

Всего в избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий в установленном порядке поступило пожертвований от граждан на сумму 395,4 млн. рублей. Общая сумма пожертвований от юридических лиц превысила пожертвования граждан в 5,6 раза и составила 2 233,2 млн. рублей. При этом в избирательных фондах политических партий пожертвования юридических лиц составили 955 млн. рублей, из них на долю крупных пожертвований, превышающих 400 тыс. рублей, приходится 953,8 млн. рублей (приложение N 10). В избирательные фонды политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "Коммунистическая партия Российской Федерации", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", "ПРАВОЕ ДЕЛО" поступили пожертвования на сумму 420,9 млн. рублей от юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями (приложение N 11).

В ходе избирательной кампании в избирательные фонды политических партий, их региональных отделений с нарушениями установленного порядка формирования избирательных фондов поступило пожертвований на сумму 98,2 млн. рублей.

Нарушения в основном связаны с перечислением пожертвований юридическими лицами и гражданами, которым Федеральным законом запрещено осуществлять пожертвования либо не указавшим в полном объеме установленные законом реквизиты жертвователя, а также с превышением предельных размеров пожертвований.

Возвращено и перечислено в доход федерального бюджета неправомерных пожертвований на общую сумму 97,3 млн. рублей, что составляет около 2,2 процента от общей суммы поступлений.

Проверка сведений о юридических лицах и гражданах, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, проводилась по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальными органами Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы и Министерства юстиции Российской Федерации (в отношении сведений о некоммерческих организациях).

Общая сумма расходов политических партий с учетом их региональных отделений на проведение избирательной кампании составила 4 068,7 млн. рублей. На четыре политические партии, участвовавшие в распределении депутатских мандатов, пришлось 94,3 процента всех расходов (3 836,8 млн. рублей), которые составили: у Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 717,7 млн. рублей, Политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 735,1 млн. рублей, Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 291,4 млн. рублей, Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 2 092,5 млн. рублей.

Другие политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, израсходовали с учетом своих региональных отделений от 21,7 млн. рублей (Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ") до 169,5 млн. рублей (Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО").

Основные расходы из избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий связаны с финансированием предвыборной агитации, при этом на предвыборную агитацию через средства массовой информации израсходовано 1 706,1 млн. рублей, из них через организации телерадиовещания - 1 533,7 млн. рублей (37,7% от общей суммы расходов), через редакции периодических печатных изданий - 172,5 млн. рублей (4,2% от общей суммы расходов).

Расходы политических партий с учетом их региональных отделений на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 1 575,7 млн. рублей (38,7% всех выплат из фондов), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 511,0 млн. рублей (12,5%), на иные расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании - 103,2 млн. рублей (2,5%).

Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий даны в приложении N 12 к настоящей пояснительной записке.

Соотношение расходов средств избирательных фондов политических партий (с учетом избирательных фондов региональных отделений), получивших депутатские мандаты, приведено в приложении N 13 к настоящей пояснительной записке. Расходы на один мандат составили у Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" 3,2 млн. рублей, Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 8,8 млн. рублей, Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 11,2 млн. рублей, Политической партии "Либерально-демократическая партия России" - 13,1 млн. рублей.

Остатки неизрасходованных средств на специальных избирательных счетах трех политических партий - "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Либерально-демократическая партия России", "ПРАВОЕ ДЕЛО" и двух региональных отделений двух политических партий после завершения выборов составили 827,6 рублей, которые в соответствии со статьей 69 Федерального закона перечислены в доход федерального бюджета.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 68 Федерального закона один раз в две недели направляли в средства массовой информации подлежащие обязательному опубликованию сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета политических партий, региональных отделений политических партий и расходовании этих средств.

Все политические партии в установленные законом сроки представили в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств созданных ими избирательных фондов. В избирательные комиссии субъектов Российской Федерации представлены итоговые финансовые отчеты 329 региональных отделений политических партий.

Региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" в Еврейской автономной области не выполнило требования Федерального закона по представлению отчетности, четыре региональных отделения Политической партии "Либерально-демократическая партия России" - в Республике Башкортостан, Псковской области, Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), Ямало-Ненецком автономном округе, региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Северная Осетия - Алания и четыре региональных отделения политических партий, зарегистрированных в Республике Саха (Якутия): региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России", региональное отделение Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" представили итоговую финансовую отчетность с нарушением сроков.

В связи с этим уполномоченные представители по финансовым вопросам Псковского регионального отделения и регионального отделения в Еврейской автономной области Политической партии "Либерально-демократическая партия России" привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума" с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам Ямало-Ненецкого регионального отделения Политической партии "Либерально-демократическая партия России" составлен протокол об административном нарушении, вопрос о привлечении к административной ответственности уполномоченного представителя по финансовым вопросам Ханты-Мансийского регионального отделения Политической партии "Либерально-демократическая партия России" находится в стадии решения.

Центральные избирательные комиссии Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Саха (Якутия) приняли решение не составлять протоколы об административном правонарушении уполномоченными представителями по финансовым вопросам. По фактам нарушения финансовой дисциплины в период избирательной кампании уполномоченным представителям по финансовым вопросам вышеуказанных региональных отделений политических партий вынесено предупреждение.

При проверке итоговых финансовых отчетов о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов политических партий установлено, что расходы на проведение избирательной кампании в основном носят целевой характер, обоснованы и подтверждены первичными финансовыми документами.

Практически нет замечаний по оформлению итоговых финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, представленных следующими политическими партиями: Политической партией "Либерально-демократическая партия России", Политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации", Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

К отчетности четырех политических партий - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, "ПРАВОЕ ДЕЛО", "ЯБЛОКО", "ПАТРИОТЫ РОССИИ" имелись отдельные замечания, которые были устранены в ходе проверки отчетности.