3.4. Обоснование применения обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности

Ситуация, при которой суд не назначает административное приостановление деятельности при том, что был применен временный запрет деятельности, возникает, в случае если суду не представлены основания для оценки совершенного правонарушения как влекущего угрозу жизни и здоровью людей. В таких случаях в целях обеспечения принятия судом адекватного решения по делу территориальным органам Федеральной службы следует принимать меры по наиболее полному выяснению обстоятельств дела, в том числе по выяснению характера и степени угрозы жизни и здоровью людей, вероятности возникновения эпидемии, причинения вреда окружающей среде в связи с конкретными действиями (бездействием) лица, допускающего административное правонарушение. В материалах дела должно найти свое обоснование наличие непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения вреда окружающей среде, в связи с которой возникает исключительная необходимость применения временного запрета деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Общие выводы о нарушении требований законодательства, содержащиеся в материалах дела, являются недостаточными для назначения судом такого вида наказания, как административное приостановление деятельности.

В связи с этим получение и закрепление доказательств по делу требует особого внимания.

1) Так, например, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Пензенской области составило в отношении индивидуального предпринимателя Бурцева В.К. протокол о временном запрете деятельности в связи с тем, что предприниматель осуществлял работы по ремонту автомобилей в гараже, расположенном в непосредственной близи от жилого дома, что является нарушением СанПиН "Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и других объектов", устанавливающих минимальный разрыв между объектом, где осуществляется мелкий ремонт автомобилей до жилого сектора в 50 метров. Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП, были переданы в суд в целях назначения наказания в виде административного приостановления деятельности предпринимателя Бурцева по ремонту автомобилей.

Постановлением суда от 27.06.2008 дело было прекращено в связи с отсутствием в материалах дела доказательств того, что предприниматель действительно осуществлял ремонтные работы в гараже. То есть факт противоправного действия со стороны предпринимателя не был установлен, событие правонарушения не доказано, наличие угрозы жизни и здоровью людей никакими фактами не подтверждено.

Таким образом, в деятельности предпринимателя признаки административного правонарушения формально имелись, но должностное лицо Управления не приняло необходимых мер по выяснению всех обстоятельств дела и получению необходимых доказательств по делу (включая показания свидетелей). При этом материалы дела в суд были направлены, несмотря на предсказуемость результата рассмотрения дела судом.

2) Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП, в отношении ООО "Ледяной дом" по факту загрязнения открытого водоема сточными водами, в связи с чем был составлен протокол о временном запрете деятельности Общества. В качестве доказательств по делу Управление представило в суд протоколы лабораторных исследований проб воды из водоема, отобранных в 50 метрах ниже места сброса Обществом сточных вод. Указанные протоколы подтверждали нарушение требований СанПиН "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", в связи с чем Управление требовало назначить Обществу наказание в виде административного приостановления деятельности. Никаких иных доказательств, свидетельствующих о том, что именно Общество осуществило загрязнение водоема, представлено не было. Доводы Управления, основанные на протоколах лабораторных исследований, суд посчитал неубедительными при том, что Общество расположено в 2 - 3 км от водоема и прямого пути для сброса сточных вод в водоем у Общества не имеется. Суд прекратил производство по данному делу в связи с недоказанностью вины Общества.

При применении мер, направленных на назначение судом административного приостановления деятельности, также важно учитывать повторность совершения однородных административных правонарушений.

Например, в апреле 2006 года индивидуальный предприниматель Сегренева Г.И. была привлечена Управлением Роспотребнадзора по Амурской области к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП по факту продажи пищевых продуктов с нарушением санитарных правил в организации общественного питания. По результатам внеплановой проверки в ноябре 2006 года должностным лицом Управления были обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к производству мясных полуфабрикатов в целях их реализации населению и возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП. Рассматривая данное дело, суд принял во внимание, что предприниматель осуществлял свою деятельность, не соблюдая санитарно-противоэпидемиологические требования с момента проведения в апреле 2006 года контрольно-надзорных мероприятий. В отношении предпринимателя 26 января 2007 года было вынесено постановление о приостановлении его деятельности.

При назначении судом административного приостановления деятельности также имеет значение совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, действий, направленных на устранение выявленных нарушений. Данное обстоятельство может иметь значение при определении срока приостановления деятельности менее чем на 90 суток.

Так, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в отношении индивидуального предпринимателя Климова Д.Ю. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.4 КоАП по факту продажи товаров с нарушениями санитарных правил. В целях назначения административного приостановления деятельности материалы дела были переданы в суд. При вынесении постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 12 дней суд принял во внимание тот факт, что предприниматель обязался в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения и устранил большинство из них на момент рассмотрения дела судом. Судом было также учтено, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался.

Направляя материалы дела в суд в целях назначения административного приостановления деятельности, немаловажным аспектом является адекватность подхода к оценке ситуации, связанной с совершенным правонарушением, в целом.

Так, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в отношении муниципального медицинского учреждения "Городская клиническая больница N 2" было возбуждено производство по делу об административном правонарушении по статье 6.4 по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений пищеблока родильного отделения. Материалы дела были переданы в суд для назначения наказания в виде приостановления деятельности родильного отделения Больницы.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Больница принимает меры по устранению выявленных нарушений, главный врач неоднократно обращался в соответствующие инстанции в целях выделения Больнице денежных средств для проведения ремонтных работ, кроме того, суд принял во внимание тот факт, что Больница является социально-значимым объектом, и приостановление деятельности родильного отделения может привести к переполнению оставшихся в городе Самаре 4 родильных домов, а также к срыву государственного заказа на оказание бесплатной медицинской помощи во время беременности и родов женщинам и новорожденным детям.

По данному делу в назначении приостановления деятельности родильного отделения суд отказал, наложив на Больницу административный штраф.

Обоснованное и правильное применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, принятие мер к получению и закреплению необходимых доказательств по делу, а также адекватная оценка таких доказательств на стадии производства по делу до передачи его на рассмотрение по подведомственности в суд оказывают решающее влияние на принятие решения, которое зависит только от суда: о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности или дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.