Вступление

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) отмечает, что деятельность должностных лиц территориальных органов Федеральной службы (далее - должностные лица Федеральной службы) при применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) должна быть основана на неукоснительном соблюдении принципа законности применения мер административного принуждения за совершение административного правонарушения.

Принцип законности применения мер административного принуждения основан на соблюдении правил, в соответствии с которыми нормы КоАП следует применять:

1) на основаниях, установленных законом;

2) в порядке, установленном законом;

3) в пределах компетенции органа или должностного лица в соответствии с законом (ст. 1.6 КоАП).

Основаниями применения мер административного принуждения являются факты обнаружения административных правонарушений. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП). В связи с этим адекватность применения норм КоАП будет зависеть, в первую очередь, от умения должностного лица правильно квалифицировать административное правонарушение, т.е. от умения безошибочно соотнести обнаруженный факт нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации, с признаками того или иного состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

Регламентируя порядок применения мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, Кодекс предусматривает правила назначения административного наказания (глава 4 КоАП) и осуществления производства по делу об административном правонарушении до вынесения постановления по делу включительно (главы 28, 29 КоАП).

От обеспечения уполномоченными должностными лицами адекватного применения норм КоАП при возбуждении, производстве и рассмотрении дела об административном правонарушении во многом зависит эффективность назначенного административного наказания, отсутствие оснований для его пересмотра (обжалования, опротестования) и своевременного исполнения правонарушителем назначенного ему наказания.

Исходя из этого, на адекватность применения к правонарушителю норм, установленных Кодексом, будет влиять умение должностных лиц:

- обеспечивать всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе правильно определять лицо, виновное в совершении административного правонарушения;

- выявлять причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений;

- применять при необходимости меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

- назначать административное наказание в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения, т.е. соразмерно степени опасности выявленного правонарушения, угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным правоотношениям.

Учитывая, что производство по делу об административном правонарушении и рассмотрение такого дела могут осуществлять должностные лица, уполномоченные на то законом, применение мер административного принуждения в пределах компетенции органа или должностного лица является одним из важных аспектов обеспечения законности при применении таких мер.

Компетенция Федеральной службы и ее должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях определяется частью 1 статьи 28.3 КоАП, пунктами 19 и 63 части 2 той же статьи КоАП, а также Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.06.2005 N 421.

Компетенция должностных лиц Федеральной службы по рассмотрению дел об административных правонарушениях определена статьями 23.13 и 23.49 КоАП.

Рассматривая данный аспект законности применения мер административного принуждения с точки зрения их адекватности следует отметить важность умения должностных лиц Федеральной службы применять меры административного принуждения только в строгом соответствии с полномочиями, отнесенными Кодексом к их компетенции, не допуская как превышения своих полномочий, так и их неисполнения должным образом.

Из соотношения категорий законности и адекватности применения норм КоАП основными причинами неадекватного их применения при возбуждении производства по делу, рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении административного наказания, на наш взгляд, являются:

1) неверная квалификация выявленных административных правонарушений;

2) неправильное определение лица, виновного в совершении административного правонарушения, или применение административного наказания не ко всем лицам, виновным в его совершении;

3) неприменение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении при наличии к тому оснований или неправильное применение таких мер;

4) непринятие мер к получению и закреплению доказательств по делу, ошибки в оценке имеющихся доказательств;

5) назначение административного наказания без учета тяжести совершенного правонарушения или без учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность;

6) неприменение мер административного принуждения, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Обращаем внимание на важность соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных норм КоАП (например, определяющих порядок составления протоколов, вынесения определений и постановлений, правила их вручения; сроки давности привлечения к административной ответственности). Нарушение процессуального порядка производства по делу, хотя и не соотносится напрямую с категорией адекватности применения норм КоАП, однако, может повлиять на возникновение оснований для обжалования и отмены административного наказания в целом обоснованного (справедливого), но назначенного с нарушением процессуальных норм КоАП.

Таким образом, обеспечение достижения цели административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП), в значительной мере зависит от уполномоченного должностного лица, обнаружившего правонарушение, уровня его профессиональной подготовки, его профессиональных знаний и навыков.

Выводы по рассматриваемой проблеме обоснованы примерами из судебной практики управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.