Методология и практика управления рисками

80. Анализ рисков имеет количественную и качественную стороны. Определение уровня риска является основным элементом управления рисками, но если уделять чрезмерное внимание определению размеров и моделированию рисков в ущерб другим элементам управления рисками, то можно прийти к результатам, не в полной мере отражающим риски и необходимые меры по ограничению рисков. Служба управления рисками должна следить за тем, чтобы внутренняя оценка рисков строилась на нескольких сценариях, не закладывала в расчеты слишком оптимистических предположений относительно зависимостей и корреляций между факторами рисков и учитывала соотношение качественной стороны риска в масштабах организации с прибылью и внешней операционной средой. Исполнительные органы и по возможности совет директоров должны проверять и утверждать сценарии, используемые при анализе рисков, а также знать исходные предположения, допущения, потенциальные ограничения и недостатки применяемых моделей рисков.

81. В процессе использования внутренних и внешних данных для идентификации и оценки рисков, принятия стратегических и оперативных решений и определения достаточности капитала совет директоров должен уделять особое внимание качеству, полноте и достоверности данных, на которые он опирается, принимая решения относительно рисков.

82. Перспективное стресс-тестирование и сценарный анализ должны входить в состав количественного и качественного анализа, чтобы лучше понимать потенциальные риски, связанные с различными неблагоприятными ситуациями <29>. Эти процедуры должны являться ключевым элементом процесса управления рисками, полученные результаты должны сообщаться соответствующим бизнес-подразделениям и должностным лицам. Прогнозный аспект управления рисками предполагает также постоянный мониторинг текущих и идентификацию новых рисков.

--------------------------------

<29> См. "Principles for Sound Stress Testing Practices and Supervision", Basel Committee on Banking Supervision, May 2009, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs155.htm.

83. В добавление к этим инструментам прогнозирования кредитная организация должна применять метод сравнения фактических данных с прогнозными оценками рисков (тестирование на основе исторических данных), чтобы иметь представление о точности и эффективности процесса управления рисками и для внесения необходимых исправлений.

84. Служба управления рисками должна работать над тем, чтобы исполнительные органы и управленческое звено бизнес-подразделений больше полагались на собственные критические оценки рисков, чем на внешние оценки рисков. Внешние кредитные рейтинги и закупленные модели расчета рисков могут быть полезными, но только как часть комплексной системы оценки рисков, поскольку конечная ответственность за выполненную оценку рисков ложится исключительно на кредитную организацию. Например, при покупке моделей кредитного или рыночного риска кредитная организация должна проверить их на точность расчетов и масштабировать их под свои реалии, чтобы обеспечить полный охват рисков и их точный анализ. В любом случае кредитная организация не должна чрезмерно полагаться на какую-то одну методологию или модель расчета рисков.

85. Вышесказанное относится и к дочерним кредитным организациям <30>. Совет директоров и исполнительные органы дочерней кредитной организации отвечают за эффективное управление рисками. Материнская организация управляет рисками на групповом стратегическом уровне и определяет корпоративную политику в отношении рисков, тогда как совет директоров и исполнительные органы дочерней кредитной организации вносят свои дополнения в эту политику с учетом локальных рисков. Если предписывается использование групповой системы управления рисками и групповых процедур, то исполнительные органы дочерней кредитной организации под наблюдением совета директоров принимают на себя ответственность за оценку рисков при адекватном применении предписанных систем и процессов с учетом особенностей деятельности дочерней кредитной организации. Стресс-тестирование портфелей дочерней кредитной организации должно проводиться не только с учетом локальных экономических условий и операционной среды, но и с учетом возможных рисков материнской организации (риски ликвидности, кредитный, репутационный и т.д.). В некоторых случаях оценка может проводиться совместной группой специалистов головной и локальной организаций. Исполнительные органы и контрольные службы дочерней кредитной организации несут ответственность за разумное управление рисками на локальном уровне. Материнская организация должна предоставить дочерней кредитной организации необходимые инструменты и полномочия и проследить за тем, чтобы дочерняя кредитная организация понимала свои обязанности относительно отчетности, предоставляемой головной организации.

--------------------------------

<30> В соответствии с особенностями некоторых национальных законодательств надзорные требования могут не распространяться индивидуально на дочерние организации, если эти организации тесно интегрированы в группу и отвечают ряду дополнительных условий. При наличии такого исключения рекомендации, изложенные в настоящем параграфе, не подлежат применению.

86. Кроме идентификации и оценки рисков, служба управления рисками должна определять способы управления рисками. В одних случаях служба управления рисками может дать указание хеджировать риски или отказаться от них, чтобы ограничить подверженность рискам. В других случаях достаточно просто отправить отчет о рисковых позициях и осуществлять их мониторинг, чтобы риски не выходили из-под контроля и находились в установленных кредитной организацией пределах. Оба варианта имеют право на существование, если только независимость службы управления рисками не нарушена.

87. По уровню развития инфраструктура управления рисками и внутреннего контроля, особенно информационно-технологическая инфраструктура, не должна отставать от процессов развития кредитной организации, таких как увеличение баланса и доходов, усложнение бизнеса кредитной организации и операционной структуры, географическая экспансия, слияния и поглощения, введение новых продуктов и направлений деятельности. При стратегическом планировании бизнеса и в ходе периодических проверок планов следует принимать во внимание происходящие изменения и вероятность изменений в будущем.

88. В кредитных организациях должен иметься установленный порядок утверждения новых продуктов. Это относится к оценке рисков новых продуктов, существенным изменениям в существующих продуктах, введению новых направлений деятельности и выходу на новые рынки. В рамках этого процесса служба управления рисками является источником данных о рисках. Под этим подразумевается полный анализ и беспристрастная оценка рисков по ряду сценариев и оценка потенциальных пробелов в системах управления рисками и внутреннего контроля, которые могут мешать эффективному управлению рисками. В процессе утверждения новых банковских продуктов необходимо учитывать, имеют ли служба управления рисками, комплаенс-служба, служба информационных технологий, бизнес-подразделения и прочие уполномоченные подразделения адекватный инструментарий и навыки управления соответствующими рисками. Если адекватный порядок управления рисками не разработан, введение нового продукта должно откладываться до тех пор, пока системы и служба управления рисками не будут доведены до должного уровня. Необходимо также иметь порядок оценки рисков и результатов в сравнении с первоначальными прогнозами и вносить необходимые изменения в методы управления рисками по мере развития бизнеса.

89. Слияния и поглощения могут представлять для кредитной организации особые проблемы с точки зрения управления рисками. В частности, источником рисков может стать несоблюдение принципа "обязанность соблюдать осторожность в действиях", неспособность выявить риски, которые могут проявиться после слияния, или видов деятельности, которые вступают в противоречие со стратегическими целями кредитной организации или с целевыми показателями устойчивость к риску/риск-аппетита. Служба управления рисками должна активно привлекаться к оценке рисков, которые могут проявиться после слияний и поглощений, результаты должны докладываться совету директоров и/или соответствующему комитету.

90. Служба управления рисками выполняет жизненно важные функции по идентификации, оценке, мониторингу и отчетности о степени подверженности кредитной организации рискам, другие подразделения кредитной организации также играют важную роль в управлении рисками. Кроме бизнес-подразделений, которые должны нести ответственность за управление рисками, создаваемых в результате их деятельности, казначейство и финансовый блок должны обеспечить эффективное управление рисками в масштабах организации не только посредством финансового контроля, но также и посредством создания надежной системы внутреннего риск-ориентированного ценообразования на финансовые ресурсы, особенно в крупных и международных кредитных организациях. Внутренняя стоимость финансовых ресурсов для структурных подразделений должна определяться с учетом существенных рисков, которым подвергается кредитная организация в результате своей деятельности. В противном случае возможен переток инвестиций в чрезмерно рискованные сферы деятельности, что было бы оправданно, если при определении внутренней стоимости ресурсов вносилась бы поправка на риски.

91. Служба управления рисками играет ведущую и координирующую роль во всем, что касается рисков, но оперативная ответственность за принятие оперативных решений по рискам и управлению рисками лежит на звене управления и в конечном итоге на каждом работнике банка. Система управления рисками должна быть ясной и прозрачной по персональному составу и организационному распределению ответственности за риски.