Принцип 9

Совет директоров и исполнительные органы должны в полной мере использовать результаты работы внутреннего аудита, внешнего аудита и внутреннего контроля.

99. Совет директоров должен хорошо понимать, что независимые, компетентные и квалифицированные внутренние и внешние аудиторы, равно как и другие внутренние контрольные службы (включая комплаенс), имеют жизненно важное значение для корпоративного управления и реализации поставленных целей. Исполнительные органы также должны признавать значение указанных служб для обеспечения устойчивости кредитной организации в долгосрочной перспективе.

100. Совет директоров и исполнительные органы могут повышать эффективность службы внутреннего аудита <33> в работе по выявлению проблем, связанных с управлением кредитной организацией, управлением рисками и системами внутреннего контроля, для чего рекомендуется:

--------------------------------

<33> См. "Internal Audit in Banks and the Supervisor's Relationship with Auditors", Basel Committee on Banking Supervision, August 2001, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs84.htm.

- Поощрять внутренних аудиторов применять национальные и международные стандарты, такие, например, как установленные Институтом внутренних аудиторов.

- Требовать, чтобы квалификация аудиторов соответствовала бизнесу и рискам организации.

- Поддерживать независимость внутренних аудиторов, ввести порядок представления внутренних аудиторских отчетов совету директоров и обеспечить внутренним аудиторам прямой выход на совет директоров или комитет по аудиту совета директоров.

- Придавать должное значение аудиту и внутреннему контролю и поддерживать их престиж в кредитной организации.

- Требовать от исполнительных органов своевременного и эффективного реагирования на проблемы, выявленные внутренним аудитом.

- Привлекать внутренних аудиторов к оценке эффективности службы управления рисками и комплаенс-службы, включая оценку качества отчетности о рисках, представляемой совету директоров и исполнительным органам, а также к оценке эффективности других ключевых контрольных служб.

101. Совместно совет директоров и исполнительные органы несут ответственность за подготовку и достоверность финансовых отчетов в соответствии с действующими в каждой юрисдикции стандартами и правилами бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено законом), а также за организацию эффективного внутреннего контроля в отношении финансовой отчетности. Совет директоров и исполнительные органы могут также способствовать повышению эффективности работы внешних аудиторов <34> такими методами, как, например, пожелание в заявке на аудит, чтобы внешний аудитор соответствовал национальным и международным кодексам поведения.

--------------------------------

<34> См. "External Audit Quality and Banking Supervision", Basel Committee on Banking Supervision, December 2008, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs146.htm, а также "The Relationship Between Banking Supervisors and Banks' External Auditors", Basel Committee on Banking Supervision, January 2002, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs87.htm.

102. Неисполнительные директора должны иметь право регулярно встречаться с внешним аудитором и руководителями служб внутреннего аудита и комплаенса без участия членов исполнительных органов. Такой порядок призван повысить способность совета директоров осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов по реализации утвержденной советом директоров политики и обеспечить соответствие бизнес-стратегии кредитной организации и уровня принимаемых рисков утвержденным советом директоров параметрам.

103. В кредитной организации должны быть сильные контрольные службы, включая эффективную комплаенс-службу, которые могли бы осуществлять мониторинг соответствия требованиям законодательства, правилам корпоративного управления, требованиям надзорных органов, иных документов и соглашений, под действие которых подпадает кредитная организация, и обеспечивать, чтобы выявленные нарушения доводились до сведения на соответствующем уровне управления кредитной организации, а в случае существенных нарушений выносились на совет директоров <35>.

--------------------------------

<35> См. "Compliance and the Compliance Function in Banks", Basel Committee on Banking Supervision, April 2005, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs113.htm. В соответствии с указанным документом под термином "комплаенс-служба" понимаются работники, осуществляющие соответствующие функции, и термин не означает специальную организационную структуру. В отдельных кредитных организациях компетенция комплаенс-службы ограничена противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, что противоречит рекомендациям Базельского комитета. Комплаенс-служба должна иметь более широкую сферу ответственности и обеспечивать решение задач, обозначенных в указанном документе Базельского комитета и в настоящем параграфе (прим.: более подробно см. письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору").

104. Исполнительные органы должны следить за поддержанием эффективной системы внутреннего контроля и не допускать действий или методов, ведущих к ее ослаблению. Примером нежелательной практики могут служить отсутствие четкого разграничения обязанностей в областях, где вероятен конфликт интересов; отсутствие эффективного контроля за лицами, занимающими важные должности (в том числе за ведущими работниками организации); отсутствие внимания к фактам, когда служащий начинает вдруг генерировать доходы или прибыль сверх всяких ожиданий (например, когда операции с низкими рисками и низкой маржей начинают вдруг показывать неожиданно высокую прибыль), из боязни потерять прибыль или работника.