I. Общие положения

В соответствии с Порядком изучения в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов исполнительных производств на предмет наличия признаков преступлений и организации контроля за данным направлением деятельности, утвержденным приказом ФССП России от 11.04.2014 N 147 (далее - Порядок), судебный пристав-исполнитель, у которого на исполнении находится исполнительное производство о взыскании алиментных обязательств в полуторамесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, обеспечивает принятие всех мер принудительного исполнения, в том числе получает объяснение от должника по факту неисполнения судебного решения о взыскании средств на содержание детей, а также от взыскателя по факту злостного уклонения должника от уплаты алиментов, о его местонахождении, месте работы и т.д.

Распоряжением ФССП России от 09.10.2014 N 59-р "О повышении эффективности применения мер уголовно-правового воздействия к должникам, злостно уклоняющимся от уплаты средств на содержание детей" установлена обязанность судебного пристава-исполнителя получать объяснения от должников о причинах неисполнения возложенных судом обязанностей и принимаемых мерах по исполнению решения суда при окончании дознания и ознакомлении обвиняемого и его защитника с обвинительным актом (постановлением) и материалами уголовного дела.

Право судебного пристава-исполнителя запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

При этом Законом об исполнительном производстве установлено, что полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 34-ФЗ) статья 64 Закона об исполнительном производстве дополнена частью 4, в соответствии с которой исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

Также Федеральным законом N 34-ФЗ часть 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) дополнена обязанностью судебного пристава-исполнителя при выявлении признаков преступления составлять сообщение об этом и направлять его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью всестороннего обеспечения прав участников исполнительного производства и исключения ошибок в практической деятельности судебных приставов-исполнителей при выявлении и документировании признаков преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.