2. Региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов Российской Федерации" во всех субъектах Российской Федерации, начиная с 2009 года, реализуются региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в рамках которых предусмотрены мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Целью реализации данного мероприятия является расширение возможности занятости населения в условиях недостаточного количества вакантных рабочих мест.

Содействие самозанятости безработных граждан - одно из приоритетных направлений региональных программ, является результативным и эффективным мероприятием, поскольку в рамках его создаются постоянные рабочие места, в том числе для трудоустройства безработных граждан.

Безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости, желающие открыть собственное дело, могут обратиться в органы службы занятости за предоставлением государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.

Гражданам, состоящим на учете в качестве безработных, которые в результате предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан зарегистрированы в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, органы службы занятости оказывают финансовую помощь и возмещают затраты, связанные с подготовкой документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя, за совершение нотариальных действий, оплатой нотариальных тарифов, приобретением бланочной документации, изготовлением печатей, штампов.

Органы службы занятости предоставляют безработным гражданам информационные и справочные материалы по вопросам организации предпринимательской деятельности, осуществляют тестирование, направленное на выявление способностей и готовности безработных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, оказывают содействие в выборе направлений и видов экономической деятельности в соответствии с потребностями рынка труда, подготовке технико-экономических планов предпринимательской деятельности (бизнес-планов), приобретении навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

В течение 2010 - 2011 годов размер выплаты безработному гражданину, открывшему собственное дело, составляет сумму двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, т.е. 58,8 тыс. рублей. В целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест, начиная с 2010 года, помимо выплаты на открытие собственного дела осуществляется выплата за каждого трудоустроенного по направлению органа службы занятости безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место в размере 58,8 тыс. рублей.

Порядок предоставления безработным гражданам выплаты на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Решение о предоставлении выплаты на содействие самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан принимается территориальной межведомственной комиссией, в состав которой входят, в том числе представители органов службы занятости населения, налоговых органов, финансово-кредитных учреждений, органов местного самоуправления и других организаций.

При рассмотрении бизнес-планов особое внимание уделяется перспективе дальнейшего развития бизнеса, его рентабельности, рискам ведения предпринимательства.

Выплаты безработному гражданину осуществляются на основании одобренного комиссией бизнес-плана и заключенного в установленном порядке договора о предоставлении денежных средств на организацию самозанятости безработных граждан с государственным учреждением службы занятости населения (далее - центр занятости населения) при предоставлении безработным гражданином в центр занятости населения свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя (участника) юридического лица или главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства.

Договор содержит также информацию о сроках осуществления предпринимательской деятельности гражданином, открывшим собственное дело, и обязательствах при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока, установленного в договоре.

Решение о направлениях расходования денежных средств на осуществление предусмотренной деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств и т.д.) в соответствии с одобренным бизнес-планом граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо.

Ответственность за нецелевое использование субсидии возлагается на гражданина, получившего указанные финансовые средства.

Кроме того, одним из условий договора является осуществление центром занятости населения проверки соблюдения гражданином обязанностей при выполнении условий договора, в том числе о соответствии направлений расходования средств бизнес-плану.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора гражданин осуществляет возврат перечисленных ему финансовых средств в добровольном порядке, в случае отказа добровольно возвратить субсидию центр занятости населения вправе осуществить возврат полученных гражданином финансовых средств в судебном порядке.

Вопросы налогообложения урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому пункт 2 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 11, предусматривающим, что выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения при взимании налога на добавленную стоимость.

Статьями 223, 271, 273, 346.5 и 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Если в течение трех налоговых периодов указанные средства не будут использованы полностью, оставшаяся сумма будет показываться в составе доходов. В случае нарушения условий получения указанных средств суммы полученных выплат в полном объеме будут отражаться в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Данная норма применяется в отношении средств, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, и при специальных налоговых режимах:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения.

Действие указанных норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Основными направлениями предпринимательской деятельности являются: создание фермерских и личных подсобных хозяйств, сборка (производство) малых средств механизации для фермерских и личных подсобных хозяйств, создание ремонтных мастерских для обслуживания сельхозтехники; создание заготовительных организаций потребительской кооперации; национальные промыслы и ремесла; оказание бытовых услуг населению услуги по организации отдыха; оптово-розничная торговля, производство и реализация ремонтно-строительных материалов и другие.

В целях оказания организационно-консультационной помощи безработным гражданам в разработке бизнес-проектов органы службы занятости населения могут привлекать организации, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства (социально-деловые центры, бизнес-инкубаторы).

В целях повышения эффективности развития самозанятости необходимо осуществлять координацию действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства.

В этих целях рекомендуется разрабатывать совместные комплексные планы по развитию малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации.

Необходимо организовать информирование безработных граждан, открывающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи, включая субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, в рамках региональных, муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также возможности обучения безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов. Проведение мероприятий по информированию может осуществляться по следующим направлениям:

- трансляция телевизионных передач в формате ток-шоу, которые могут стать одним из ключевых информационных источников, рассказывающих о проблемах граждан, успешных примерах их разрешения, комментариев по вопросам регулирования рынка труда;

- разработка и размещение информационных телевизионных роликов, освещающих основные направления мер государственной политики по снижению напряженности на рынке труда;

- организация специальных проектов с печатными изданиями федерального, регионального и муниципального покрытия;

- осуществление сбалансированного комплекса форматов продвижения: наружная реклама, Интернет, реклама в метро.

В регионах, где обеспечена координация мероприятий по поддержке малого предпринимательства и содействию самозанятости безработных граждан, существенно повышается эффективность реализации каждого из них, так как безработные граждане, получив первоначальные навыки ведения бизнеса и зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, могут претендовать на получение гранта для дальнейшего развития своего проекта по программе Минэкономразвития России.

Важно! Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку по линии Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан и соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут претендовать на получение поддержки по программе Минэкономразвития России и по программе Минсельхоза России.

Оптимальными мерами поддержки для таких субъектов малого и среднего предпринимательства могут стать такие мероприятия, как:

- гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела до 300,0 тыс. рублей;

- предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела - субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии не менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

- предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 млн. рублей, на срок не более 12 месяцев;

- имущественная поддержка на базе существующих бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.