При применении данного документа необходимо учитывать, что Приказом Росархива от 08.08.2022 N 111 утверждены типовые нормы времени и выработки на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) государственными и муниципальными архивами.

2. Организация труда

Организация труда работников архивов, выполняющих работы на ПЭВМ, предусматривает:

I. рациональную организацию рабочих мест,

II. обеспечение необходимыми инструкциями и методическими материалами (документами, инструкциями по работе с компьютерами, вводу и поиску информации),

III. своевременное получение консультаций по работе,

IV. соблюдение рационального режима труда и отдыха,

V. соблюдение санитарных норм и техники безопасности (уборка и обеспыливание помещений, применение антистатических салфеток для протирки экрана, применение защитных экранов или мониторов с усиленной защитой от излучения экрана).

Режим труда работников, выполняющих свои производственные функции с применением ПЭВМ, следует строить таким образом, чтобы сложные работы и работы, требующие напряжения, выполнялись в первой половине дня, когда у работника отмечается более высокая производительность труда.

Главная задача организации рационального режима труда и отдыха - это осуществление комплекса мер, направленных на сохранение здоровья и жизни работников, увеличение периода максимально устойчивой работоспособности в течение рабочего дня, соблюдение правильно установленного режима труда и отдыха, оказывающего большое влияние на нервно-эмоциональное состояние работников, на напряженность труда и степень уплотнения рабочего дня.

Рационализация режима труда и отдыха работников, выполняющих свои производственные функции с применением ПЭВМ, осуществляется за счет введения четкого распорядка дня, который предполагает:

I. перерывы для отдыха на 5 - 10 минут после каждого часа непрерывной работы на ПЭВМ;

II. перерыв на 15 минут через 2 часа работы;

III. микропаузы, которые необходимы при переключении исполнителя с одной работы на другую, при монотонности работы, физических нагрузках и т.д.;

IV. соблюдение продолжительности работы на ПЭВМ, которая не должна превышать 4 часа в день.

Рациональная организация рабочих мест с необходимым комфортом и созданием благоприятных условий труда для работников архивов предполагает планировку служебных помещений в соответствии с технологией выполняемой работы и эффективным использованием рабочих площадей, а также размещение мебели и специализированного оборудования с учетом характера выполняемых архивных работ, состава их операций и обязанностей работников.

Рабочие места работников, выполняющих работы с применением ЭВМ, оборудуют специальными столами, приставками, подъемно-поворотными креслами или стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сидения и спинки. Такие стулья (кресла) обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы или ее изменение для снятия статического напряжения мышц. Кроме того, с их помощью облегчается доступ работника к вычислительной и организационной технике, предметам труда, ящикам, полкам, шкафам для хранения документов, картотекам, лоткам и т.д.

Минимальная площадь рабочей зоны сотрудника составляет 6 м2, а с учетом установок оборудования для сканирования карт площадь будет составлять <1> от 8 до 10 м2.

--------------------------------

<1> К 6 кв. м прибавляется площадь, занимаемая габаритным оборудованием. Площадь занимаемого оборудования умножается на коэффициент (коэффициент может быть от 3 до 4 единиц). "Копировально-множительное производство". - М., 1971, I часть.

Мониторы следует располагать на столах вдоль окон, чтобы их задняя панель не была направлена в сторону других работников, а рабочие столы и приставки к ним перпендикулярно к окнам. Лучшее расположение рабочего стола, когда окно находится слева от сотрудника. Допускается схема расположения оконных проемов слева от работающего на ПЭВМ.

Расстояние оборудования от крайней точки стены должно быть не менее 1 - 1,5 м (в том числе стула), со стороны зоны обслуживания - не менее 1 м <1>, зона проходов - не менее 0,8 м.

--------------------------------

<1> Освоение помещений, выделяемых под государственные хранилища и иные функциональные архивные службы. Рекомендации. М. - 1996, Росархив, ВНИИДАД.

Постановление Правительства РФ N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" (Москва. 26 августа 1995 г.);

Постановление Правительства РФ N 558 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве" (Москва. 3 июня 1995 г.).

Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами <1>.

--------------------------------

<1> Литвак И.И., Володарский В.Я./Рекомендации по безопасной эксплуатации персональных компьютеров, Ассоциация Прикладной Экономики Средств Отображения.

Освещенность экрана - 200 лк, влажность воздуха - 55 - 62%, температура - 19 - 21 °C.

Недостаточность освещения может снижать эффективность труда.

Освещение не должно создавать на экране монитора бликов, мешающих работнику.

В служебных помещениях применяются лампы накаливания и люминесцентные трубчатые лампы дневного света белого цвета.