НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Подписан закон, направленный на урегулирование налоговых последствий вывода заблокированных активов ПИФ

Федеральный закон от 14.02.2024 N 8-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Действующим нормативным регулированием предусмотрен механизм выделения заблокированных из-за санкций активов ПИФ в дополнительный фонд или изменения типа фонда на закрытый.

В связи с этим законом вносятся в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, особенности налогообложения финансового результата, полученного по операциям с инвестиционными паями.

Так, согласно закону, при выделении активов из ПИФ в дополнительный фонд не образуется доходов (расходов), учитываемых в целях налогообложения.

В случае обмена (конвертации) инвестиционных паев одного ПИФ на инвестиционные паи другого фонда, а также в случае выдачи налогоплательщику инвестиционных паев дополнительного фонда при его формировании финансовый результат по данным операциям не будет определяться до момента их реализации (погашения). Одновременно установлен порядок определения расходов, которые будут учитываться при реализации (погашении) таких инвестиционных паев.

Кроме того, предусматривается возможность воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) инвестиционных паев дополнительного фонда и инвестиционных паев ПИФ, тип которого был изменен на закрытый.

Для этих целей урегулирован вопрос о сроке нахождения замещающих облигаций в собственности налогоплательщика в целях сохранения возможности применения инвестиционного налогового вычета.

Госдума устранила неопределенность в порядке исчисления срока для назначения проверки в отношении контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения срока принятия решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

Конституционный Суд РФ Постановлением от 14 июля 2023 года N 41-П признал не соответствующим Конституции РФ абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.

В связи с этим в абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ вносится изменение, согласно которому принятие решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами будет осуществляться без учета даты получения ФНС России уведомления о контролируемых сделках (в том числе уточненного) или извещения территориального налогового органа, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ.

При этом сохраняется необходимость соблюдения требований, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 105.17 НК РФ к периодам, за которые может быть проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между признаваемыми взаимозависимыми лицами.

Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 1 статьи 221 и подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ, которые в силу своей неопределенности не обеспечивают однозначного решения вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2024 N 6-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой"

Федеральному законодателю надлежит до 1 января 2025 года внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления. Впредь до их внесения предусматривается следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ не предоставляется право на профессиональные налоговые вычеты;

если внесенные федеральным законодателем изменения будут направлены на предоставление профессиональных налоговых вычетов всем (или некоторым) категориям физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, а также если федеральный законодатель до 1 января 2025 года не внесет необходимых изменений в законодательство, то соответствующие лица приобретают право на получение профессиональных налоговых вычетов как в сумме документально подтвержденных расходов, так и в размере 20 процентов дохода, если они не могут подтвердить расходы документально, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ (в действующей редакции); данное право у соответствующих лиц в этом случае возникает с момента официального опубликования настоящего Постановления.

Установлена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме.

Приказ ФНС России от 05.12.2023 N ЕД-7-3/933@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме, порядка ее заполнения, а также формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2024 N 77277.

Приводится порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме

Признается утратившим силу приказ ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядка ее заполнения, а также формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме".

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме, подписанного в г. Бишкеке 9 декабря 2022 года.

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме представляется за налоговый период, в котором вступил в силу настоящий приказ.

На I квартал 2024 г. установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2024 N 34
"О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2024 N 77220.

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

на антрацит - 1,189;

на уголь бурый - 1,040;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,836.

Даны разъяснения по вопросам уведомления налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета

<Письмо> ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/40@
<Об уведомлении налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета>

Сообщается, в частности, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными, семейными, домашними и иными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении Уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утверждено Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@) и Отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819) по зарубежным счетам.

В настоящее время физическим лицом - резидентом на листе 1 Уведомления проставляется соответствующий код резидента (физическое лицо - резидент/физическое лицо - резидент - индивидуальный предприниматель). В случае, когда в Уведомлении указан код для резидента - индивидуального предпринимателя, но счет не используется (не планируется использовать) для предпринимательской деятельности, такой резидент при необходимости может подать в налоговый орган заявление для изменения кода резидента.

Заявление оформляется в свободной форме с указанием сведений, позволяющих идентифицировать резидента и его счет (ФИО, ИНН, адрес банка, номер счета, дата открытия счета, валюта счета), а также даты, с которой произошли указанные изменения. Такое заявление может быть подано на бумажном носителе лично, через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в электронной форме через раздел "Каталог обращений -> Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика - физического лица, который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.

В случае изменения валюты зарубежного счета резидент обязан уведомить налоговые органы, если такое изменение валюты повлекло изменение реквизитов зарубежного счета (номера счета, даты открытия). Если изменение валюты зарубежного счета не повлекло изменение реквизитов счета, представлять налоговому органу Уведомление об изменении реквизитов не требуется.

Даны разъяснения по вопросу привлечения банка к ответственности в связи с непредставлением сведений об остатках денежных средств по вновь открытым счетам

<Письмо> ФНС России от 29.12.2023 N СД-4-8/16528@
"О направлении разъяснений по вопросу представления сведений об остатках по вновь открытым счетам"

С 01.01.2023 банки в соответствии с положениями пункта 12 статьи 76 НК РФ вправе при наличии действующего приостановления операций по счетам открыть налогоплательщику новый счет. При этом прекращаются все расходные операции по такому счету с момента открытия счета до прекращения действия приостановления.

Представление банком сведений об остатках денежных средств, в случае открытия счета при наличии приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, осуществляется банком после направления в налоговый орган информации об открытии счета и получения банком информации (сведений) о приостановлении операций по вновь открытому счету. В этом случае банк в течение одного дня формирует и направляет в налоговый орган справку об остатках денежных средств.

ФНС полагает правомерным привлечение банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ в случае нарушения установленного срока представления сведений об остатках денежных средств на счетах в банке только после получения банком информации (сведений) от налогового органа о приостановлении операций на вновь открытых счетах.

Кроме того, пунктом 8 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика.

В случае направления налоговым органом в банк сведений о прекращении действия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (в виде сведений о приостановлении, подлежащих исполнению с суммой равной "0"), представление банком сведений об остатках денежных средств не требуется.

Соответственно, банк не подлежит привлечению к ответственности по статье 135.1 НК РФ (при непредставлении справки об остатках денежных средств) в случае размещения налоговым органом в реестре решений информации о прекращении действия приостановления операций по счетам.

Рассмотрены особенности осуществления территориальными налоговыми органами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

<Письмо> ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@
"О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"

Разъяснены, в частности, ограничения в части полномочий территориальных органов по определению рыночных цен в контролируемых сделках, по проведению мероприятий налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены, по истребованию документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и прочее.

Представлен актуализированный перечень контрольных соотношений для проверки корректности формирования уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

<Письмо> ФНС России от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@
<О перечне контрольных соотношений, свидетельствующих о нарушении порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, предусмотренных пунктом 9 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации>

Контрольные соотношения применяются в отношении уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.

ФНС информирует о новых кодах операций по налогу на добавленную стоимость

<Письмо> ФНС России от 06.02.2024 N СД-4-3/1270@
"О налоге на добавленную стоимость"

Сообщается, что до внесения изменений в приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, налогоплательщики вправе использовать приведенные в документе коды, в частности, при отражении операции по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для гражданских воздушных судов и передаваемых в обмен на аналогичные товары, при оказании рекламных услуг, реализуемых организаторами Международного мультиспортивного турнира "Игры будущего" в 2024 году в городе Казани, спонсорам указанного спортивного соревнования, при осуществлении оператором платформы цифрового рубля операций по открытию и ведению счетов цифрового рубля организаций и физических лиц, осуществлению переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля.

ФНС сформирована позиция уполномоченного органа при направлении гражданских исков в суд

<Письмо> ФНС России от 09.02.2024 N Д-5-18/23@
"О формировании позиции уполномоченного органа при направлении гражданских исков в суд с учетом позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 39-П"

В отношении правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда от 08.12.2017 N 39-П, сообщается, в том числе, следующее:

налоговые органы наряду с исками, прямо упомянутыми в статье 31 НК РФ, вправе предъявлять иски о возмещении вреда на основании статьи 1064 ГК РФ к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям;

вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней, как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок;

необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз - с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй - с физического лица в порядке гражданского законодательства).

ФНС напоминает, что налогоплательщики - юридические лица должны уплатить налоги на имущество организаций (транспортный и земельный, налог на имущество) за истекший период 2023 года не позднее 28 февраля текущего года

<Информация> ФНС России
"28 февраля истекает единый срок уплаты налогов на имущество организаций за 2023 год"

В налоговые органы необходимо представить уведомление об исчисленных суммах таких налогов за 2023 год. Исключение - объекты по налогу на имущество организаций, сведения о которых содержатся в поданной налоговой декларации за 2023 год. Такое уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В феврале 2024 года - не позднее 26-го числа, поскольку 25-е приходится на выходной день.

Организации, имеющие право на льготы по налогам на имущество за 2023 год, могут направить в налоговый орган:

- заявление об их предоставлении по транспортным средствам и земельным участкам,

- заявление - по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Если имеющий право на льготу налогоплательщик не представил такое заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, таковая предоставляется в проактивном (беззаявительном) порядке на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Она действует с налогового периода, в котором у организации возникло право на льготу.

Опубликованы данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых для нефти и газового конденсата, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также акциза на нефтяное сырье за январь 2024 года

<Письмо> ФНС России от 13.02.2024 N СД-4-3/1524@
"Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за январь 2024 года"

Коэффициент Кц определен в размере 17,0470.

Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:

средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 65,00 долл. США за баррель;

среднее значение курса доллара США к рублю за все дни налогового периода - 88,9856.

Также сообщается, что:

показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп публикуются на официальном сайте ФАС России;

средняя цена одной тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, на период с 1 по 31 января 2024 года

<Информация> Минэкономразвития России
"Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 января 2024 года"

В информации приводятся средние за налоговый период:

цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;

цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.