Привлечение к налоговой ответственности

Привлечение к налоговой ответственности.

52. В практике рассмотрения арбитражными судами налоговых споров возник вопрос о применении налоговыми органами при привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности обстоятельств, отягчающих ответственность.

Если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, как этого требует пункт 2 статьи 112 Кодекса, у инспекции не имеется правовых оснований для взыскания с него сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов в силу пункта 4 статьи 114 Кодекса.

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10.

53. Пунктом 1 статьи 118 Кодекса предусмотрено привлечение к налоговой ответственности за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ подпункты 1 и 1.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ признаны утратившими силу. О сообщении об открытии (о закрытии) лицевого счета см. статью 85.1 Налогового кодекса РФ.

Семидневный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации для направления в налоговый орган письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может исчисляться ранее получения организацией или индивидуальным предпринимателем сообщения банка об открытии данного счета.

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 3018/10.

54. Ответственность. Уточненные налоговые декларации.

Если уточненные налоговые декларации поданы после истечения срока подачи налоговых деклараций и срока уплаты налогов и в период проведения выездной налоговой проверки, то условия освобождения от налоговой ответственности предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не являются выполненными.

Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 11185/10.

55. Несообщение организацией в инспекцию в установленный срок информации об открытии счета в отделении банка для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт, влечет ответственность, предусмотренную статьей 118 Кодекса.

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 2942/10.

56. Налогоплательщик при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения не может быть привлечен к ответственности.

Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на момент окончания срока подачи декларации по единому социальному налогу за 2006 год по рассматриваемому вопросу дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 N 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обоснование своей позиции.

Следовательно, у инспекции основания для взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неуплату 559 331 рубля единого социального налога, доначисленного по рассматриваемому эпизоду за 2006 год, а у судов - основания для отказа в удовлетворении требования общества в этой части отсутствовали.

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10.

57. Ответственность в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и применяется в отношении конкретного налогоплательщика-организации.

Обязанность банка, предусмотренная пунктом 5 статьи 76 Кодекса, касается одного и того же налогоплательщика-организации, операции по счетам которого приостановлены, а специфические мероприятия контроля по вопросам исполнения данной обязанности банком неразрывно связаны с проводимыми мероприятиями налогового контроля в отношении этого же налогоплательщика-организации.

Таким образом, несообщение Банком в установленный законом срок сведений об остатках денежных средств налогоплательщика при наличии нескольких решений инспекции должно квалифицироваться как одно (единичное) налоговое правонарушение, следовательно, за это правонарушение сумма штрафа не должна превышать размер, предусмотренный статьей 135.1 Кодекса.

Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 16535/10.