Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073500 Дирижирование осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.

7.3. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.6. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается ученым советом вуза.

7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.14. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:

Иностранный язык;

Сольфеджио;

Гармония;

Музыкальная форма;

Учебная практика.

Профиль подготовки "Фортепиано":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Концертмейстерский класс;

Чтение с листа и транспонирование;

Фортепианный ансамбль.

Профиль подготовки "Орган":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Дополнительный инструмент;

Чтение с листа и аккомпанемент;

Генерал-бас.

Профиль подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Квартет;

Оркестровый класс.

Профиль подготовки "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Ансамбль духовых инструментов;

Оркестровый класс.

Профиль подготовки "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Концертмейстерский класс;

Оркестровый класс.

Профиль подготовки "Национальные инструменты народов России":

Специальный инструмент;

Ансамбль;

Фортепиано;

Оркестровый класс.

При реализации вузом ООП по профилям подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)", "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)", "Национальные инструменты народов России" высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов (оркестров), сформированных из обучающихся вуза, обучающихся по ООП направления подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство соответствующих профилей подготовки, не менее чем на 90 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 10 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.

Для обеспечения реализации вузом ООП бакалавриата по профилям подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)" в вузе должен быть сформирован учебный симфонический оркестр, состоящий не менее чем на 90 процентов из обучающихся по данным профилям ООП.

Для обеспечения реализации профессиональных дисциплин (оркестровый класс, ансамбль, квартет) при реализации вузом ООП по профилям подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)", "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)" необходимо наличие в вузе обучающихся по всем вышеперечисленным инструментам согласно профилю подготовки.

Вуз обязан планировать работу концертмейстеров по дисциплинам: "специальный инструмент" ("Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)", "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)", "Национальные инструменты народов России"), "концертмейстерский класс" (по видам подготовки "Фортепиано", "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)"), "ансамбль" (по профилям подготовки "Фортепиано", "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)") из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения дисциплины "дирижирование" вуз обязан планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.16. Раздел ООП бакалавриата "Учебная практика" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В соответствии с профилем подготовки при реализации ООП предусматриваются следующие виды учебной практики:

Профиль подготовки "Фортепиано":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая, концертмейстерская).

Профиль подготовки "Орган":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая, концертмейстерская).

Профиль подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая);

оркестровая.

Профиль подготовки "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая);

оркестровая.

Профиль подготовки "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая, концертмейстерская);

оркестровая.

Профиль подготовки "Национальные инструменты народов России":

педагогическая;

исполнительская (сольная, ансамблевая);

оркестровая.

Все виды учебной практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий.

Базами педагогической практики должны быть образовательные учреждения Российской Федерации соответствующего профиля (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики), учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств и музыкальные школы). При отсутствии возможности проведения педагогической практики по профилю подготовки "Орган" в образовательном учреждении среднего профессионального образования практика может проводиться с обучающимися младших курсов вуза.

Исполнительская (сольная, ансамблевая и концертмейстерская) практика проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающегося (подготовка к концертным выступлениям, а также самостоятельная работа по предметам "специальный инструмент", "ансамбль" и "концертмейстерский класс"), выступление на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах кафедры, факультета, вуза.

Оркестровая практика является дополнением курса "Оркестровый класс" и реализуется в форме аудиторных занятий. В соответствии с профилем подготовки бакалавров базами оркестровой практики должны быть учебные творческие коллективы вуза. Базами оркестровой практики могут быть структурные подразделения вуза, творческие коллективы, функционирующие в театрах, филармониях, других учреждениях культуры, образовательные учреждения Российской Федерации, учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств, музыкальные школы). При этом не менее 80 процентов времени, отведенного на оркестровую практику, должно отводиться на работу с учебными творческими коллективами вуза.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа обучающегося. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях, научных школах;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации;

использовать интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научной работы) практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.

7.17. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 20 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий, учреждений, творческих коллективов.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, или лица, имеющие диплом лауреата международного конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.18. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданной преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП бакалавриата, аудиовидеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю ООП.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

Работа концертмейстеров в соответствии с п. 7.13 настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета от 100 до 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал от 300 посадочных мест (с органом - для профиля подготовки "Орган"), концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (от 50 посадочных мест), с концертными роялями (с учебным органом для профиля подготовки "Орган"), пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету "оркестровый класс" со специализированным оборудованием, учебные аудитории для занятий по предмету "дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями.

Для проведения занятий по предмету "Современные информационные технологии" вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием (на одного обучающегося - по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети Интернет в объеме не менее двух часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету "Фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.

При реализации профилей подготовки вуз должен быть оснащен:

профиль подготовки "Фортепиано" - роялями;

профиль подготовки "Орган" - концертным органом, аудиторией с учебным органом;

профили подготовки "Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)", "Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)" - комплектом оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, пультами;

профиль подготовки "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)" - комплектом инструментов народного оркестра, пультами;

профиль подготовки "Национальные инструменты народов России" - музыкальными инструментами согласно профилю подготовки.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.