Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Занятия по дисциплинам базовой и вариативной частей профессионального цикла могут проводиться как в форме групповых, мелкогрупповых, так и индивидуальных занятий.

7.6. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет до 36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.14. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:

музыкальная акустика;

психоакустика;

акустические основы звукорежиссуры;

звуковое оборудование;

цифровые аудиотехнологии;

слуховой анализ;

основы продюсерского мастерства;

фортепиано;

теория музыки;

история музыки;

основы звукорежиссуры;

мастерство звукорежиссера;

физические основы звуковой электроники;

искусство речи;

режиссура и мастерство актера;

озвучивание открытых пространств и закрытых помещений;

теория и практика звукового монтажа;

техника и технологии зрелищных искусств;

звукорежиссура концертных программ;

музыкальное оформление социально-культурных программ;

создание мультимедийных проектов;

звукорежиссура социально-культурных программ;

звукозапись в студии;

все виды практик.

7.15. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.16. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую и педагогическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика может включать ознакомительную, учебно-творческую и педагогическую.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях (театрах, концертных залах, домах и дворцах культуры, парках культуры и отдыха, стадионах, развлекательных центрах, концертных организациях, культурно-досуговых центрах, учреждениях среднего и высшего профильного образования, цирках или на кафедрах, в студиях и творческих центрах вуза, обладающих необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом).

Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста.

Учебная ознакомительная практика в профессиональном театре (концертной организации, творческом, культурно-досуговом центре, цирке), предусматривающая знакомство со структурой звукоцеха (звукозаписывающей студии), его основными творческими, техническими, административными подразделениями, процессом подготовки культурно-массовых представлений и концертных программ.

Производственная практика проходит в театрах, концертных залах, домах и дворцах культуры, парках культуры и отдыха, стадионах, развлекательных центрах, концертных организациях, культурно-досуговых центрах, цирках или на кафедрах, в студиях и творческих центрах вуза, обладающих необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом.

Целью производственной практики является приобретение навыков художественно-творческой звукооператорской и звукорежиссерской деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией, а также приобретение навыков практической деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Каждая практика проводится под руководством квалифицированного специалиста - работника принимающей на практику организации и преподавателя вуза, назначенного выпускающей кафедрой.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.17. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции;

участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;

принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;

выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, выставок, конкурсов).

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.18. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее (65) процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) профессиональную переподготовку (повышение квалификации) и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по общепрофессиональному и профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученое звание по профилю преподаваемой дисциплины исходя из того, что по данной специальности к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, лауреаты государственных и (или) профессиональных премий в соответствующей профессиональной сфере.

К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей, преподавателей и специалистов профильных организаций и учреждений (руководители звукоцехов, звукорежиссеры театров, концертных залов, домов культуры, культурно-досуговых и образовательных учреждений, парков культуры, стадионов и иных спортивных комплексов, а также звукорежиссеры мультимедиа, радио, телевидения и других средств массовой информации, социально-культурных, оздоровительных, реабилитационных центров) в количестве от 5 до 10 процентов от общего числа преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данной специальности на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.19. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - изданными за последние 10 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.20. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки (специальности) утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 11, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.21. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для реализации ООП по направлению подготовки (специальности) 070703 Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ вуз должен располагать:

специально оборудованными аудиториями и кабинетами, студиями звукозаписи, звуковой аппаратурой, приборами обработки звука: ревербераторами, приборами частотной и динамической обработки, звуковыми процессорами спецэффектов, необходимым количеством специализированных компьютеров, комплексами оборудования для озвучивания и звукоусиления, обеспечивающими проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, а также научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной рабочим учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам;

аппаратной звукозаписи и комнатой для прослушивания, акустически обработанными в соответствии с государственными стандартами для профессиональных студий звукозаписи и оборудованными комплектом профессионального контрольного, звуковоспроизводящего, звукозаписывающего и монтажного звукового оборудования; оборудование студии должно позволять производить записи всех музыкальных жанров, а также монтаж, сведение, реставрацию фонограмм.

Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен соответствующими инструментами. В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Вуз должен иметь фонотеку с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов.

Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами (для одного обучающегося по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети Интернет в объеме не менее двух часов в неделю.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.